Образец рассчета крупной сделки для бюджетного учреждения

Содержание
  1. Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить
  2. Что такое крупная сделка
  3. Закупки по 44-ФЗ
  4. Закупки по 223-ФЗ
  5. Понятие крупной сделки для бюджетных учреждений
  6. Письмо Минфина России от 26 апреля 2019 г. N 02-06-10/31240 Об определении размера крупной сделки
  7. Консультация юриста
  8. Обзор документа
  9. Каково понятие крупной сделки для бюджетного учреждения?
  10. Энциклопедия решений. Крупные сделки (для госсектора)
  11. Решение об одобрении крупной сделки: образец и правила подготовки
  12. Когда нужно одобрение крупной сделки в закупках
  13. Оформление документа
  14. Особенности одобрения крупной сделки у единственного учредителя
  15. Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения | Контур.Закупки
  16. Какая сделка является крупной
  17. Одобрение крупной сделки
  18. Позиция чиновников и судов
  19. Как быть заказчику и участнику?
  20. Решение об одобрении крупной сделки: что это такое, в каких случаях требуется и как его подготовить?
  21. Что такое крупная сделка?
  22. Что такое решение об одобрении крупной сделки?
  23. Одобрение крупной сделки в госзакупках
  24. Как подготовить решение об одобрении крупной сделки?
  25. Правила подготовки Решения
  26. На что стоит обратить внимание?

Решение об одобрении крупной сделки: когда требуется и как его подготовить

Образец рассчета крупной сделки для бюджетного учреждения

Статья актуальна на 23 июня 2020

Расскажем, что такое крупная сделка, когда Решение об ее одобрении нужно прикладывать в закупках по 44-ФЗ/ 223-ФЗ и как грамотно составить документ в 2020 году.

иллюстратор — Дарья Привалова 

Что такое крупная сделка

Крупной считается сделка, связанная с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25 % и больше от балансовой стоимости активов предприятия. Стоимость активов определяют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (см ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст. 46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной отвественностью»).

К крупным не относятся сделки, которые совершают в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.  

В обычной деятельности Решение не требуется: 

  • Если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст. 78 208-ФЗ). 
  • Для индивидуальных предпринимателей, так как физлицо не должно одобрять сделки самому себе. 

В государственных закупках юрлицам всегда нужно предоставлять Решение, а от ИП такой документ не требуют. В коммерческих  — на усмотрение заказчика. Очень редко коммерческие заказчики требуют этот документ не только от юрлиц, но и от ИП.  

Закупки по 44-ФЗ

Решение прикладывается к заявлению при регистрации поставщика в ЕИС, но между порталом и площадками бывают проблемы с интеграцией и не все документы передаются сразу в личный кабинет ЭТП. Поскольку Решение требуется в каждой закупке, лучше подстраховаться и продублировать документы во второй части заявки. 

Подготовка документа

До 2019 года все участники госзакупок проходили аккредитацию отдельно на каждой федеральной площадке. При этом площадки всегда тщательно проверяли документы. Если Решение о сумме было составлено некорректно, оператор отклонял заявление и указывал конкретную ошибку в документе. После этого участник его редактировал и заново подавал заявку на аккредитацию.

В течение 2019 года все участники госзакупок должны были пройти регистрацию в Единой информационной системе (далее — ЕИС).

После регистрации в ЕИС документы передаются в личные кабинеты федеральных площадок автоматически без дополнительной проверки.

Таким образом, если у вас в Решении есть ошибка, выяснится это не в момент регистрации в ЕИС, а когда вашу заявку отклонят по этому основанию. Поэтому к подготовке всех документов следует подходить максимально ответственно.

Что учесть при формировании Решения 

Назовем шесть правил: 

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимает общее собрание участников общества. Если общество состоит из единственного участника,  он принимает Решение единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством. Есть два варианта оформления такого протокола:  заверить его нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса РФ. 
      В Решении обязательно должна присутствовать формулировка: «В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».
  3. Сумма в решении должна относиться к каждой отдельной сделке, а не к общему числу всех сделок организации. Будет ошибкой написать «одобрить сделки на сумму 10 000 000 (Десять миллионов) рублей». Заказчик не обязан высчитывать, сколько сделок участник заключил с момента появления документа. Корректно будет указать: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 10 000 000 (десять миллионов) рублей».
  4. Обязательно указывайте в Решении срок его действия. Если этого не сделать, документы действует в течение одного года. Не все помнят об этом правиле, поэтому заказчики так часто отклоняют заявку с Решением, в котором истек срок действия.
      Из судебной практики: при рассмотрении дела было установлено, что в представленном участником решении не был указан срок, в течение которого можно совершать сделки. В этом случае решение действует один год. На момент проведения аукциона этот срок уже истек. Довод о том, что исполнение подобных контрактов является для общества обычной хозяйственной деятельностью, не сработал. Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2019 № 310-ЭС19-1603.
  5. Сумму в Решении обязательно укажите цифрами и прописью. Лучше укажите сумму с запасом, чтобы не переделывать документ перед каждой заявкой. Ограничений по цифрам нет, многие поставщики указывают в решении сумму «1 000 000 000 (Один миллиард) рублей».
      Забавный случай: один из наших клиентов в решении указал «неограниченно рублей 00 копеек». Так делать не следует, в решении должна быть указана конкретная максимальная сумма одной сделки.
  6. В 2019 году все закупки по 44-ФЗ перешли в электронную форму, поэтому не забудьте добавить в Решение все виды закупочных процедур, а не только электронные аукционы. 

Закупки по 223-ФЗ

В большинстве закупок по 223-ФЗ есть условие, что участник должен предоставить или Решение об одобрении сделки, или информацию о том, что сделка не является крупной с обоснованием. Поэтому его также следует прикладывать к каждой заявке.

Очень редко, но все-таки встречается условие, что Решение должно быть оформлено на конкретную сделку, которую планируется заключить по итогам закупки. Всегда внимательно читайте документацию и, при необходимости, подкорректируйте Решение до подачи заявки.

Мы рекомендуем подготовить свой универсальный документ, который подойдет и для закупок по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.

Для составления Решения можно использовать эти шаблоны:

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Понятие крупной сделки для бюджетных учреждений

Образец рассчета крупной сделки для бюджетного учреждения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 апреля 2019 г. N 02-06-10/31240 Об определении размера крупной сделки

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо (далее — Письмо) по вопросу определения размера крупной сделки и сообщает.

Согласно части 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ) для бюджетного учреждения крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Согласно статье 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 г.

N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон 174-ФЗ) для автономного учреждения крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с Законом 174-ФЗ автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Учитывая, что порядок расчета размера крупной сделки регламентируется положениями Закона 7-ФЗ и Закона 174-ФЗ, применяемый бюджетными и автономными учреждениями в 2019 году порядок расчета размера крупной сделки аналогичен порядку расчета размера крупной сделки, применяемому бюджетными и автономными учреждениями в 2018 году.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Для расчета критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования необходимо использовать показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.

Согласно приказу Министерство финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 г. N 243н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г.

N 33н», установлена новая форма Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода в новой форме Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) отражается по строке 350 графы 10.

При этом указанный приказ не регламентирует порядок расчета размера крупной сделки.

Дополнительно сообщаем, что с текстами указанных приказов Минфина России можно ознакомиться на сайте Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru в разделе «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном сектореС.В. Сивец

Обзор документа

Применяемый бюджетными и автономными учреждениями в 2019 г. порядок расчета размера крупной сделки аналогичен порядку, применяемому в 2018 г.

Минфин установил новую форму Баланса (ф. 0503730). Показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода в новой форме отражается по строке 350 графы 10.

Каково понятие крупной сделки для бюджетного учреждения?

Я являюсь муниципальным бюджетным учреждением образования. Является ли крупной сделкой закупка канцелярских товаров за счет субсидии на выполнение муниципального задания на сумму 362 тыс рублей, 10% балансовой стоимости активов состовляет 125 тыс. рублей.

Вопрос относится к городу Тольятти

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон № 7-ФЗ).

Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Рекомендация эксперта
Следовательно, при балансовой стоимости активов бюджетного учреждения 1 млн. рублей, размещение заказа стоимостью 150 тыс. рублей является крупной сделкой.

При этом, решение о предварительном согласовании совершения бюджетным учреждением крупной сделки должно быть принято до размещения муниципального заказа.

Энциклопедия решений. Крупные сделки (для госсектора)

Крупные сделки госучреждений

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях.

В зависимости от типа учреждения (бюджетное, автономное) в законах, регулирующих их правовое положение, определение крупной сделки несколько отличается.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 03.11.

2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Читайте так же:  Как собственнику жилья выписать прописанного человека

Определение крупной сделки бюджетного учреждения, которое дается в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.

1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), практически аналогично приведенному выше, за исключением того, что под крупной сделкой бюджетного учреждения понимается также несколько взаимосвязанных сделок и отсутствует упоминание о сделках, связанных с привлечением заемных денежных средств.

Законодательство не содержит понятие «взаимосвязанные сделки». В судебной практике*(1) отмечается, что для квалификации сделок как взаимосвязанных необходимо наличие совокупности ряда признаков, в том числе, но не исключительно:

— предметом всех сделок является имущество одного рода;

— сделки совершены с одним и тем же лицом или с взаимозависимыми лицами;

— единая хозяйственная цель, на достижение которой направлены сделки;

— совершение сделок в ограниченный промежуток времени;

— направленность сделок на исполнение ранее заключенных договоров.

Сделка признается крупной, если ее цена либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения.

[2]

В рекомендациях Минфина России от 22.10.2013 отмечается, что Минфином России подготовлены изменения в законодательство РФ, изменяющие подход к определению крупной сделки.

Крупной сделкой предлагается признавать сделку, связанную с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с федеральным законом автономное или бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, но не менее чем сто тысяч рублей, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупными сделками не будут признаваться сделки, связанные с приобретением услуг связи, коммунальных услуг, внесением арендной платы по договорам аренды.

Предметом крупной сделки может быть имущество, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно . Виды имущества, которым учреждения различных типов вправе распоряжаться самостоятельно:

приобретенное за счет средств собственника

Приобретенное за счет средств от приносящей доход деятельности

Таким образом, предметом крупной сделки не является :

— особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет средств собственника;

— недвижимое имущество, закрепленное за учреждением собственником или приобретенное за счет средств собственника;

— недвижимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности;

— иное имущество учреждения, на распоряжение которым существуют ограничения, установленные законом.

Крупная сделка автономного учреждения до ее совершения должна быть одобрена наблюдательным советом учреждения (ст. 15 Закона N 174-ФЗ). Бюджетным учреждением крупная сделка может быть совершена только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Совершенная в отсутствие предварительного согласия (одобрения) крупная сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия (одобрения).

Руководитель несет перед учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения крупной сделки с нарушением требований закона, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Для казенных учреждений не предусмотрено понятие крупной сделки, как и какой-либо специальный порядок для их совершения, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 298 ГК РФ распоряжение любым имуществом казенное учреждение осуществляет с согласия собственника имущества, а расходование денежных средств через процедуры санкционирования, установленные БК РФ.

Вместе с тем казенное учреждение может являться участником закупки в целях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), согласно п. 8 ч. 2 ст.

61 которого, для получения аккредитации участник электронного аукциона должен представить оператору электронной площадки решение об одобрении или о совершении по результатам аукционов сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.

В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством РФ и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица.

В данном случае возникает вопрос о необходимости получать казенному учреждению от учредителя решение об одобрении или о совершении учреждением как участником закупки по результатам таких аукционов сделок с указанием информации о максимальной сумме одной сделки.

С одной стороны, понятие крупной сделки, специальный порядок принятия решения о ее совершении для казенных учреждений законодательством не предусмотрены. С другой стороны, казенные учреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений компетентных органов по данному вопросу представляется целесообразным для аккредитации на электронной торговой площадке предоставить ее оператору согласие учредителя казенного учреждения на совершение соответствующих сделок (заключение контрактов) с указанием их максимальной суммы.

Решение об одобрении крупной сделки: образец и правила подготовки

Образец рассчета крупной сделки для бюджетного учреждения

Крупной считается сделка, связанная с приобретением, отчуждением или передачей во временное пользование имущества, если стоимость его составляет не меньше 25 % от балансовой стоимости активов компании. Стоимость активов можно определить по бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

Не считаются крупным сделки, которые проходят в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Когда нужно одобрение крупной сделки в закупках

Решение об одобрении крупной сделки (далее – Решение) нужно, чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС).

Юрлица всегда должны прикладывать его к заявке на регистрацию и в специальном поле указывать максимально возможный размер сделки, который они одобряют. Без указания этой информации нельзя зарегистрироваться в ЕИС.

Исключение составляют только ИП, которые не должны одобрять сделки самим себе.

Госзаказчики по 44-ФЗ требуют включать Решение во вторые части заявок при проведении:

  • открытых конкурсов,
  • электронных аукционов,
  • закрытых аукционов.

Решение автоматически переносится из ЕИС в личный кабинет каждой федеральной электронной торговой площадки (ЭТП), а оттуда ЭТП направляет его заказчику вместе с заявкой участника.

Операторы площадки не проверяют текст документа. Если оно составлено некорректно, то вы узнаете об этом не при регистрации в ЕИС, а на этапе рассмотрения вторых частей заявок, когда заказчик отклонит заявку.

Поэтому важно сразу оформить документ без ошибок.

В 223-ФЗ заказчик может потребовать приложить к заявке один из трех вариантов:

  • решение об одобрении крупных сделок, 
  • информационное письмо о том, что сделка для участника не является крупной,
  • документ об одобрении конкретной сделки, которая будет совершена по итогам тендера.

Внимательно ознакомьтесь с документацией, чтобы приложить нужный документ.

Заказчики по 223-ФЗ могут требовать Решение от индивидуальных предпринимателей. Есть риск, что вашу заявку отклонят, если проигнорируйте этот пункт документации. Заявку не отклонят, если вместо Решения приложить письмо о том, что вам как ИП не требуется одобрение сделок. Письмо можно написать в свободной форме.

Оформление документа

Посмотрим, на что обратить внимание при оформлении документа.

  1. Как правильно составить документ и кто его заверяет?

Участники ООО и АО одобряют сделки на общем собрании большинством .

По итогам собрания оформляют протокол, указывая в нем обязательные сведения: дату, время, место проведения собрания, сведения об участниках и другие данные из ч.4 ст 181.2 ГК РФ

Такой протокол нужно заверить у нотариуса, если вы не укажете другой способ подтверждения в уставе или не выберете его всеми участниками на общем собрании (пп 3 п 3 ст 67.1 ГК РФ).

Документ нужно подписать председателю собрания, его секретарю и участникам. В тексте документа сделайте ссылку на пункт 3 статьи 67.1 ГК РФ и укажите свой способ подтверждения принятия решения, например:

По вопросу нотариального заверения Решений есть неприятная для участников практика ФАС:

Участника ООО «Феникс» отклонили в электронном аукционе №0162300005320000058. Одним из оснований было то, что Протокол об одобрении сделки не был заверен у нотариуса.

Компания«Феникс» в жалобе привело доводы о том, что в протоколе был выбран иной способ подтверждения принятия решения – подписание документа всеми участниками, что соответствует требованиям п 3 ст 67.1 ГК РФ.

Антимонопольная служба решила, что госзаказчик правомерно отклонил заявку и объяснила свое решение тем, что документ, в котором участники общества выбирают иной способ подтверждения, также должен быть нотариально заверен.

Сложившейся судебной практики по вопросу обжалования решений ФАС пока нет. Поэтому рекомендуем все Решения заверять нотариально, чтобы не тратить время на суды и ФАС, когда заказчик отклонит вашу заявку.

Если нужно срочно зарегистрироваться в ЕИС или подать заявку на участие в тендере, и вы не успеваете собрать учредителей или акционеров, чтобы одобрить сделки, то 

можно оформить решение о том, что сделка проходит в процессе обычной хозяйственной деятельности общества и не является крупной. Такое решение подписывает единоличный исполнительный орган.

Если у общества один учредитель, то он принимает решение единолично. 

Сумма, которую вы укажете в документе относится к каждой отдельной сделке. Нельзя одобрять общую сумму сделок, совершенных за какой-то период.

Заказчик не должен считать, сколько договоров и на какие суммы вы уже заключили с момента принятия Решения. Поэтому указывайте максимальную сумму одной сделки.

Например: «Максимальная сумма одной такой сделки не должна превышать 1 000 000 (Один миллион) рублей».

Укажите сумму цифрами и прописью. Будьте внимательны, при несоответствии этих значений, верной считается сумма, указанная прописью.

Одобряемая сумма должна превышать цену контракта, который вы планируете заключить, если победите в закупке. Ограничения в размере нет, поэтому рекомендуем указывать сумму с запасом.

Например, на момент подачи заявки на участие в закупке у поставщика в личном кабинете площадки было Решение на сумму 50 млн рублей. Он выиграл аукцион с ценой контракта в 65 млн рублей. Госзаказчик рассмотрел вторые части заявок и отклонил заявку победителя аукциона, так как одобренная сумма в Решении оказалась меньше суммы договора.

  1. Сколько по времени действует Решение?

Поставщик вправе установить в Решении любой период его действия. Иначе оно действует один год с даты принятия (ч 3 ст 46 14-ФЗ). Если срок действия приложенного к заявке Решения истек, считается, что оно не предоставлено.

Компания «СпецУниверсал» прикрепила к заявке на электронный аукцион №0364100001818000027 протокол общего собрания об одобрении крупной сделки. Он был принят три года назад от момента рассмотрения заявок и в нем не было информации о сроке действия.

Заказчик отклонил заявку с основанием, что участник не приложил актуальный документ. Компания обратилась в ФАС, считая протокол действительным. Антимонопольная служба встала на сторону госзаказчика – решила, что срок действия протокола истек, и госзаказчик отклонил заявку правомерно.

Верховный суд согласился с ФАС (N 310-ЭС19-1603 от 25.03.2019).

Особенности одобрения крупной сделки у единственного учредителя

Если единственный участник общества является его руководителем, то в обычной деятельности ему не нужно одобрять сделки. Но на практике для регистрации в ЕИС Решение нужно, и госзаказчики требуют его у участников.

Поэтому рекомендуем оформить документ и прикреплять его ко всем заявкам, даже если в обычной деятельности одобрение вам не требуется.

Это быстрее и эффективнее, чем доказывать свою правоту в ФАС, когда заказчик отклонит вашу заявку.

Например, такой случай был у компании «СибРос». Она победила в электронном аукционе №0351100008917000173 с ценой 218 412 062,65 рублей. Госаказчик отклонил заявку из-за отсутствия в составе заявки Решения.

Поставщик написал жалобу в ФАС с доводами, что одобрять сделку не нужно, так как она относится к обычной хозяйственной деятельности, а также единственный участник ООО «СибРос» и ее генеральный директор – одно и то же лицо. Заказчик утверждал, что Решение прикладывать надо, даже если сделка не является крупной для общества.

Антимонопольная служба поддержала участника и признала госзаказчика нарушителем – одобрять эту сделку участнику не требовалось, и отклонять заявку было нельзя. 

Специалисты ИС-Закупок проверят ваш документ или помогут корректно его оформить, если у вас возникнут сложности.

Составьте свой универсальный документ. Для этого предлагаем воспользоваться шаблонами:

Решение об одобрении крупной сделки в 2020 году

Протокол об одобрении крупной сделки

Решение об одобрении от руководителя общества с указанием закона.

Крупная сделка по 44-ФЗ и отсутствие одобрения | Контур.Закупки

Образец рассчета крупной сделки для бюджетного учреждения

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки.

Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника.

При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка — это сделка стоимостью от 5 млн. рублей. Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО.

Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью — закон № 14-ФЗ.

Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной.

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку — крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ. Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров.

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно.

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно.

В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной.

И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется. В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии.

Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

Решение об одобрении крупной сделки: что это такое, в каких случаях требуется и как его подготовить?

Образец рассчета крупной сделки для бюджетного учреждения

В статье расскажем, что такое крупная сделка, в каких случаях требуется решение об одобрении крупной сделки, а также, на что нужно обратить внимание при подготовке документа.

Что такое крупная сделка?

Крупной является сделка по приобретению/отчуждению имущества, стоимостью не менее 25% для АО и ООО, (не менее 10% для бюджетных учреждений, не менее 5 млн.

рублей для унитарных предприятий) от балансовой стоимости активов организации. Денежный лимит активов формируют по бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (ст. 78 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и ст.

46 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Для такой сделки есть два главных критерия:

— крупной может считаться не только одна конкретная закупка, но и несколько связанных между собой.

— денежные границы могут быть ниже, если данное условие указано в учредительных документах организации.

Сделки не будут считаться крупными, если, совершаются в ходе рядовой хозяйственной деятельности предприятия.

Что такое решение об одобрении крупной сделки?

Согласно п.п. «е» п.1 ч.2 ст. 51 (открытый конкурс), п.4 ч.5 ст.66 (электронный аукцион),  п.п. «д» п.1 ч.2 ст. 88 44-ФЗ (закрытый аукцион) заявка участника закупки (юридического лица) должна содержать такое Решение.

Этот документ необходимо прикладывать в том случае, если этого требует законодательство РФ или учредительная документация исполнителя. При этом оценивается не только стоимость сделки, но и сумма обеспечения заявки, либо контракта.

Важный момент! Иными словами Заказчик должен быть уверен, что у участника закупки хватит сил и финансов выполнить дорогостоящий контракт, а также, что его выполнение не приведет госконтракт к срыву, а исполнителя – к банкротству.

В обычной деятельности предприятия Решение не требуется:

— если единственный участник ООО (или акционер АО) одновременно является ее единоличным исполнительным органом (ч.7 ст. 46 14-ФЗ и п.1 ч.3 ст.78 208-ФЗ).

— для ИП, т.к. физлицо не должно одобрять свои сделки.

Для участия в госзакупках юрлицам всегда необходимо подавать Решение, а от ИП данный документ не требуется. В коммерческих закупках — только если такое требование установлено заказчиком. Но заказчики в коммерческих процедурах редко требуют этот документ от участников.

Одобрение крупной сделки в госзакупках

Все участники закупок проходят регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). При регистрации Решение прикладывается к заявлению. Но между ЕИС и площадками (ЭТП) случаются сбои в работе, поэтому рекомендуется дублировать решение во второй части заявки.

До 2019 г. все участники аккредитовывались отдельно на каждой ЭТП. Площадки самостоятельно проверяли подаваемую документацию. Если Решение было составлено с ошибками, то заявление отклонялось, а участник исправлял указанную оператором ЭТП ошибку и подавал заявку на аккредитацию повторно.

В 2019 г. участники должны были пройти регистрацию в ЕИС, после чего производилась автоматическая авторизация на всех ЭТП. Если в Решении допущена ошибка то это выяснится не на этапе регистрации в ЕИС, а когда заявку отклонят по итогам рассмотрения 2-й части заявки. Поэтому к подготовке всех документов следует отнестись очень серьезно.

Как подготовить решение об одобрении крупной сделки?

Решение об одобрении крупной сделки не имеет типовой формы. Поставщик может разработать бланк самостоятельно, но необходимо обязательно указать следующую информацию (ч.3 ст.46 14-ФЗ):

  • лицо, являющееся стороной сделки и выгодоприобретателем;
  • максимальный денежный лимит сделки;
  • предмет сделки;
  • иные существенные условия.

Выгодоприобретатель не указывается:

— если контракт заключается по итогам торгов;

— если при формировании документа его нельзя определить.

Такое согласие учредителей заверяется нотариально, либо способами, утвержденными ст. 67.1 ГК РФ.

Решение об одобрении крупной сделки составляется от имени учредителей. В тексте указывается информация о времени, месте и участниках собрания, результатах ания по разделам повестки дня (ч.4 ст.181.2 ГК РФ). Вносятся данные о лицах, подсчитывавших голоса, и об участниках, авших против одобрения соглашения (по их личному требованию).

Правила подготовки Решения

  1. Решение о согласии на совершение крупной сделки принимается собранием участников общества. Если общество — это единственный участник,  то Решение он принимает единолично.
  2. Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью должно соответствовать требованиям ст. 181.2 Гражданского Кодекса РФ. Если в ООО несколько учредителей, Решение общего собрания принимается большинством.

    Есть два пути утверждения протокола:  нотариально или самостоятельно, но в строгом соответствии с ч.4 ст.181.2 Гражданского Кодекса РФ.

В Решении должна быть формулировка: «В соответствии с частью 3 статьи 67.

1 Гражданского кодекса РФ принятие общим собранием участников Общества решения и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждается путем подписания документа всеми участниками общества, присутствовавшими на собрании».

  1. К каждой отдельной сделке должна применяться своя сумма, а не ко всем сделкам организации.

Можно использовать следующую корректную формулировку: «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

  1. В Решении обязательно должен быть срок его действия. Если его нет, то документы будут действительны в течение одного года. Об этом следует помнить, т.к. заказчики часто отклоняют заявку на этом основании.
  2. Сумма в Решении указывается цифрами и прописью, желательно с запасом, чтобы не переделывать документ каждый раз.
  3. В 2019 г. все закупки по 44-ФЗ приобрели электронную форму, поэтому следует добавить в Решение все закупки, а не только электронные аукционы.

Чтобы специально сформированная комиссия рассмотрела вопрос об одобрении  необходимо подготовить заявку со следующими сведениями (форму заявки утверждает представитель организации):

  1. Предмет, цель, вид и сумма (обязательны все пункты).
  2. Планируемая дата заключения одной или нескольких связанных между собой сделок.
  3. Сроки выполнения обязательств по контракту или нескольких контрактов сторонами.
  4. Источники финансирования и сопутствующие расходы по проведению работ.
  5. Обеспечение, если таковое условие прописано в контракте.
  6. Список объектов имущества, которые будут внесены в качестве залога. Указывается балансовая стоимость этого имущества на отчетную дату.
  7. Алгоритм выбора контрагента или контрагенты по взаимосвязанным договорам и контрактам.
  8. Наименование и реквизиты контрагента, который указывается в заявке на основании сведений о проведенном анализе рынка.
  9. Прочие требования по контракту, если они в нем указаны.
  10. Полный объем кредиторской и дебиторской задолженности на момент составления заявки, в том числе по налогам, взносам, сборам и другим платежам в бюджет.
  11. Балансовая стоимость активов бюджетной организации на последнюю отчетную дату.

Заявка должна подписывается руководителем бюджетного учреждения, а также главным бухгалтером либо иным уполномоченным лицом. На готовом документе ставится гербовая печать организации.

Вместе с заявкой учреждение предоставляет следующие сопроводительные бумаги:

  • технико-экономическое обоснование;
  • проект договора об осуществлении крупной сделки;
  • мотивированное обоснование контрагента, выбранного по результатам мониторинга рынка;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества (не старше 3-х месяцев с даты утверждения отчета).

Все полученные документы рассматриваются комиссией в течение 30 дней. Комиссия может запросить дополнительные сведения и обоснования для подтверждения обстоятельств и условий.

Важный момент! Руководитель учреждения несет ответственность за проведение крупной сделки с нарушением порядка, утвержденного для подведомственных ему учреждений. На основании таких нарушений сделка может быть признана недействительной.

Например, организация заключила договор на поставку техники на сумму 10 млн. руб. а балансовая стоимость активов —  20 млн. руб., то учредитель вправе признать договор недействительным.

То есть мы видим, что учреждение может самостоятельно признать сделку недействительной в данном случае.

Согласно действующему законодательству, стороны недействительной сделки обязаны вернуть или возместить все активы, денежные средства и имущество, переданные при выполнении обязательств.

На что стоит обратить внимание?

  1. В настоящее время Решение об одобрении или о совершении крупной сделки требуется в составе заявок на участие в конкурсах, закрытом аукционе и электронном аукционе.
  2. Решение прикладывается к заявлению при регистрации в ЕИС. Однако учитывая возможные сбои по передаче информации между ЕИС и площадками, рекомендуем дополнительно прикладывать это Решение в составе второй части заявки.
  3. Одобрение крупных сделок происходит согласно законодательству РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.), а также по правилам, указанным в Уставе участника. В иных случаях этим занимается лицо, уполномоченное на получение аккредитации в ЕИС. В ООО одобрением занимается общее собрание, либо совет директоров.
  1. В Постановлении Пленума Верховного суда №27 от 26.06.2018 г. рассматриваются ключевые споры по факту одобрения крупных сделок и соглашений, в соглашении которых стороны проявили заинтересованность.
Знающий юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: