Оформление земельного участка под линейными объектами

Содержание
  1. СПОЗУ: что это такое и как сделать самому
  2. Что такое СПОЗУ для ИЖС?
  3. Требования к СПОЗУ в 2021 году
  4. Как сделать схему планировочной организации земельного участка самому
  5. Образец схемы СПОЗУ 2021 года
  6. Программы
  7. СПОЗУ: Что это? Как подать самому? Как не попасться жуликам – архитекторам?
  8. Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель
  9. Правила заключения соглашения об установлении сервитута
  10. Установление платы за пользование чужим участком
  11. Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений
  12. Осуществление проведения изыскательских работ
  13. Правила проведения работ, связанных с использованием недр
  14. Кузнецов Федор Николаевич
  15. Земельные новости
  16. Варианты оформления земли под строительство
  17. Что такое линейный объект капитального строительства
  18. Признаки линейных объектов
  19. Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу
  20. Алгоритм подготовки строительства ЛО
  21. Как оформляется разрешение на строительство ЛО
  22. Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО
  23. Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО
  24. Вывод

СПОЗУ: что это такое и как сделать самому

Оформление земельного участка под линейными объектами

Тенденция к возведению индивидуальных жилых домов с каждым годом развивается. Но, приобретя земельный надел, на котором планируется развернуть работы по возведению капитального строения для постоянного проживания, нужно знать порядок получения разрешительной документации. Порой этот период занимает больше времени, чем само строительство.

Разрешение на постройку индивидуального жилого дома на земле под ИЖС является обязательным условием в 2021 году, иначе объект будет считаться самовольной застройкой. Тогда собственника могут обязать снести его.

Что такое СПОЗУ для ИЖС?

СПОЗУ (расшифровка — схема планировочной организации земельного участка) — это документ, представляющий собой графическое изображение и текстовое пояснение технической информации, необходимой для оформления разрешительных бумаг на возведение капитального жилого строения. Планируемый объект на схеме изображается в пределах участка с указанием наличия всех необходимых инженерных коммуникаций.

Нормативная база для составления СПОЗУ отражена в Постановлении Правительства РФ от 2008 года № 87.

Требования к СПОЗУ в 2021 году

Внешний образ схемы представляет собой нанесенные на бумажный лист капитальные объекты с расположением их на участке земли, или планируемые к возведению. Схематически изображаются также места, где будут подведены коммуникаций и пути подъезда.

К составлению СПОЗУ предъявляются требования, аналогичные градостроительному плану. Потому он является основой для выполнения схемы конкретного участка и необходим к получению до ее разработки. Заказать градостроительный план территории (ГПЗУ) можно в органе местной власти (администрации) по месту расположения участка земли. Документ содержит следующие сведения:

  • разрешенное использование надела;
  • градостроительный регламент;
  • техническая возможность и условия подключения к коммуникациям и инженерным сетям капитального строения;
  • требования к капитальному жилому строению с указанием его параметров и размещения;
  • чертеж плана земельного участка.

Все перечисленные данные служат базой для оформления СПОЗУ. Чтобы проще было вычерчивать схему, за основу лучше использовать градостроительный план, взятый в определенном масштабе (1:500), или топографические съемки участка земли.

При создании планировочной схемы организации земельного участка для целей получения разрешительных документов на строительство частного дома следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • чертеж наносится на лист формата А3 или А4 при помощи средств компьютерной техники или от руки;
  • пояснения и обозначения в виде текста выполняются печатным шрифтом, буквы читаемыми однозначно;
  • исправление и помарки в тексте не допускаются или заверяются должным образом. В случае обнаружения ошибочного текста, он зачеркивается, рядом указываются правдивые данные, которые заверяются надписью «Исправленному верить» и подписью исполнителя.

Документ состоит из двух частей: схематической и описательной. Рассмотрим каждую более детально.

1. Схематическая (или графическая) часть. В ней содержатся:

  • границы участка земли, соответствующие межеванию и кадастровому учету;
  • контуры и точные габариты планируемого объекта капитального строительства с точным расположением в границах участка без внутренних обозначений;
  • если на территории надела уже имеются строения, их наносят на схему, сюда же относятся объекты под снос с соответствующими обозначениями;
  • границы охраняемых территорий, водоохранных зон, охранных зон коммуникаций и инженерных сетей и т.д., одним словом, особых зон использования, что соответствует градостроительному плану. Здесь же обозначается территория действия публичного сервитута.
  • схема расположения инженерных сетей с обозначением возможности и мест, где будет осуществляться подключение капитального строения.

2. Текстовая (описательная) часть. Рекомендовано следующее содержание:

  • характеристики участка земли с полным описанием;
  • технические и экономические данные по организации надела и его застройки с учетом планируемого строительства, сноса имеющихся объектов или их реконструкции;
  • характеристики частного жилого дома по проекту (в соответствии с разрешением на строительство);
  • описание планируемых работ по благоустройству;
  • для производственных зданий – обоснование размещения всех зданий, транспортных схем для осуществления подъезда к помещениям и грузоперевозок.

При указании характеристик застройки участка земли и проектируемого ИЖС придерживаются следующих обязательных параметров, которые должны быть отражены:

  • этажность жилого дома с учетом подземной и наземной частей (сюда входят цокольное помещение, если верхнее перекрытие возвышается над уровнем земли на 2 м и более, этажи над землей, мансарда и т.д.);
  • высота дома, которая замеряется от двух точек: отмостки и конька крыши, без учета высоты труб и иных выступающих частей;
  • площадь ИЖС по внешней границе здания с учетом всех выступающих деталей (терраса, крыльцо, гараж и т.д.);
  • коэффициент или процент застройки, который вычисляется путем соотношения площади проектируемого объекта к площади надела;
  • общая площадь частного дома, суммируемая внутренняя площадь помещений с учетом лестничных маршей и площадок, балконов, лоджий, веранд и т.д.

Готовая схема утверждается владельцем участка земли или уполномоченным лицом по соответствующей доверенности.

Как сделать схему планировочной организации земельного участка самому

Документ можно составить самостоятельно, взяв за образец любой, находящийся в сети интернет. Но как бы он ни был приближен к вашему случаю, придется затратить немало времени и усилий, чтобы максимально соблюсти все требования.

Особых ограничений по тому, кто может оформить СПОЗУ, в законодательстве нет. Значит, вправе сделать ее самостоятельно любое физическое или юридическое лицо, обладающее определенными навыками.

В Градостроительном кодексе РФ говорится, что застройщик может сделать схему применительно к объектам ИЖС по собственной инициативе. Но получить разрешающие строительство документы без нее невозможно. Поэтому СПОЗУ вычерчивать придется и это сделать может сам собственник участка с соблюдением всех утвержденных градостроительных норм.

Для оформления графической части схемы потребуется иметь знания и навык черчения или работы в графических программных редакторах. Помимо этого рекомендуется изучить несколько образцов для наглядного представления о том, как они должны выглядеть.

Следует помнить, что этот документ должен отвечать определенным стандартам и требованиям, а также соответствовать градостроительному плану земельного надела.

Если они не будут соблюдены, то администрация вправе выдать отказ в предоставлении разрешения на осуществление возведения строения.

Цена СПОЗУ. Отметим, что все требования, предъявляемые к схеме, довольно сложно понять простому обывателю. Профессионалы же, за плечами которых имеется опыт составления таких документов, справляются с задачей качественно и быстро. Но их работа стоит определенных денег от 3500 рублей.

Если вы приняли решение вычертить СПОЗУ самостоятельно, то придерживайтесь небольшой инструкции:

  1. За основу берется чертеж из градостроительного плана, его можно привести к требуемому формату  и масштабу.
  2. Границы участка сделайте толщиной 0,3 мм и укажите, что ограждение совпадает с границей участка.
  3. На чертеже должны быть обозначены границы территории, в пределах которой можно осуществлять застройку. Ее нужно нанести штрихпунктирной линией с отступом от границ участка в 3 метра, а от основного подъезда в 5 метров.
  4. Будущий жилой дом наносится на чертеж жирной линией толщиной 7 мм.
  5. Параметры дома по выступающим элементам сопровождаются выносками.

Это самый простой вариант исполнения чертежа, к которому необходимо составить грамотное технико-экономическое описание. Поскольку разрешение на возведение хозяйственных построек не требуется, их на план можно не наносить.

Образец схемы СПОЗУ 2021 года

Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

Для наглядности мы подготовили набор схем, которые можете скачать — здесь.

Шаблон пояснительной записки СПОЗУ по ГОСТу: скачать в формате Word

Программы

Вычертить схематическую часть документа можно в любом графическом редакторе, предварительно отсканировав градостроительный план.

Зачастую используется АРГО (Программный комплекс для кадастровых инженеров) чертеж с понятным интерфейсом, куда можно загрузить с сайта Росреестра кадастровый план территории и произвести необходимые действия по оформлению СПОЗУ.

Программа платная, но имеется ознакомительная версия на 60 дней.

Если не удается самостоятельно сделать СПОЗУ, можно обратиться в проектировочную компанию и заключить договор оказания услуги. Для этого потребуется предоставить специалистам необходимую информацию, содержащуюся в официальных документах на участок земли, эскизный план дома и заявление. Стоимость изготовления схемы и описания зависит от тарифов организации по оказанию услуги.

Только после получения документа можно приступать к процедуре получения разрешения на строительство и возведение жилого дома.

СПОЗУ: Что это? Как подать самому? Как не попасться жуликам – архитекторам?

Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

Оформление земельного участка под линейными объектами
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Земельное право » Статьи о землеустройстве » Основания для установления сервитута в отношении участка из государственных и муниципальных земель

В ЗК РФ особое внимание уделяется понятию «сервитут».

В земельном законодательстве особое внимание уделяется понятию «сервитут». Под ним подразумевается возможность лица ограничено пользоваться чужим земельным участком в своих целях.

В Земельном кодексе России установлено, что сервитут может устанавливаться, чтобы обеспечить проход или проезд на свой участок через участок соседа, для прокладки и эксплуатации различных необходимых для нормальной жизнедеятельности коммуникаций.

В рамках регулирования подобного вопроса, на уровне земельного законодательства, установлено разграничение обычного и публичного сервитута.

Под обычным сервитутом подразумевается установление ограничения на участок земли, находящийся в собственности физического или юридического лица, в то время как в публичном сервитуте, собственником участка выступает государственный, региональный или местный орган власти.

Для урегулирования вопросов, связанных с установлением сервитута в отношении имущества государства, в Земельном кодексе России появилась отдельная статья, согласно требованиям которой установление ограничения на подобные участки возможно сразу в нескольких нетипичных ситуациях:

  • для проведения изыскательских работ;
  • для получения возможности использовать недра, в установленной законом форме;
  • для размещения линейных объектов, сооружений, связанных с обеспечением функций защитного характера, информирующих знаков.

Правила заключения соглашения об установлении сервитута

На уровне земельного законодательства устанавливается перечень обязательных условий, которые должны содержаться в соглашении об установлении сервитута в отношении участков, находящихся в собственности федеральной или региональной власти. Образец соглашения, в котором содержатся все обязательные условия, имеется в уполномоченном государственном органе.

В нем указано следующее:

  • кадастровый номер участка, в отношении которого будет установлено данное ограничение;
  • учетный номер отдельной части участка, которая будет использоваться. Данное условие не требуется, если сервитут устанавливается на весь участок;
  • сведения об обеих сторонах, принимающих участие в составлении соглашения;
  • цели установления сервитута и основания для проведения данного процесса;
  • срок, в течение которого будет действовать сервитут. Данный срок устанавливается соглашением, образец которого можно найти у юриста или в уполномоченном государственном органе;
  • размер платы за сервитут, который устанавливается в соответствии с требованиями земельного законодательства;
  • права лица, в отношении которого устанавливается подобное ограничение на участок;
  • обязанность лица вносить плату за сервитут.
  • обязанность лица, в отношении которого устанавливается ограничение, по окончании срока действия сервитута привести участок в надлежащее состояние, чтобы им можно было пользоваться в соответствии с назначением земель.

Установление платы за пользование чужим участком

В соответствии с земельным законодательством если в федеральных нормативно-правовых актах не установлено иное, плата за пользование чужим участком должна определяться:

  • в порядке, урегулированном Правительством, если недвижимость тесно связана с государством, то есть находится в его собственности;
  • в порядке, урегулированном отдельными субъектами страны, если речь идет о региональной собственности;
  • в порядке, урегулированным нормативно-правовыми актами местных властей, если речь идет о муниципальной собственности.

Согласно соглашению, заключенному между сторонами, оплата должна производиться непосредственно самому землепользователю, землевладельцу или арендатору участка земли, с которым заключено соглашение об установлении ограничения.

Если соглашение было заключено с государственным или муниципальным предприятием, оплата производится в соответствующий бюджет страны.

Случаи, в которых осуществляется заключение соглашения об установлении сервитута. Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных знаков информационного характера, различных защитных сооружений

На законодательном уровне установлен перечень оснований, при которых допускается установление сервитута в отношении участков земли, относящихся к собственности федерации или отдельно взятых субъектов государства. К данным основаниям относятся:

  • Размещение линейных объектов, сооружений, предназначенных для связи, специальных знаков информационного характера, сооружений, выполняющих защитную функцию. Размещение подобных сооружений ни в коем случае не должно препятствовать расширенному использованию участков.
  • Проведение различных изыскательских работ, в установленной законом форме.
  • Ведение работ, связанных с использованием недр в установленной законом форме.

Помимо данных случаев, установленных на уровне земельного законодательства, сервитут может устанавливаться также для возможности обеспечения прохода или проезда через соседний участок, а также для проведения строительства, реконструкции или эксплуатации различных линейных объектов.

Данные действия ни в коем случае не должны менять разрешенному использованию участка, а также обеспечению прочих нужд собственника, которые могут быть выполнены им без установления сервитута.

Установление сервитута для размещения линейных объектов, сооружений для обеспечения связи, знаков информативного характера и сооружений защитной функции – своевременное нововведение, которое по достоинству было оценено многими пользователями участков, находящихся федеральной и региональной собственности.

На законодательном уровне отдельно выделяется перечень информационных знаков, которые могут быть установлены на государственной недвижимости, при заключении соответствующего соглашения:

  • знаки, определяющие границы защитных полос;
  • определяющие границы установленных водоохранных зон;
  • определяющие границы санитарных зон;
  • определяющие порядок водопользования на водоемах, относящихся к категории объектов общего пользования;
  • определяющие границы рыбопромысловых участков;
  • определяющие границы лечебно-оздоровительных местностей;
  • знаки, установленные специальными организациями, уполномоченными государственными органами на осуществление охраны редких видов животного мира.

Осуществление проведения изыскательских работ

Согласно нормам земельного законодательства под изыскательскими работами подразумевается:

  • изучение различных природных условий;
  • изучение факторов техногенного воздействия;
  • подготовки материалов, требующихся для проведения территориального планирования;
  • подготовки материалов, требующихся для архитектурно-строительного проектирования.

Подобные изыскательские работы проводятся с целью обеспечения рационного пользования земельными ресурсами, а также для обеспечения безопасности использования земель в их пределах.

Любые изыскательские работы, направленные на строительство, проектирование и планирование должны осуществляться в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ, вступившего в силу в 2006 году.

Правила проведения работ, связанных с использованием недр

Разрешенные виды пользования недр установлены на уровне федерального законодательства, в частности, специального закона о недрах. Согласно данному нормативно-правовому акту право пользования недрами, даже если подобное использование будет осуществлять уполномоченный государственный орган, должно быть оформлено в виде специального государственного разрешения.

Данное разрешение представляет собой бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также всевозможные текстовые и графические приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии.

Именно в подобных приложениях и содержатся точные правила пользования недрами.

Соответственно, для пользования недрами недостаточно получить согласие на установление сервитута в отношении земельного участка, который находится в собственности государства или отдельно взятого субъекта государственной власти, потребуется также получение лицензии со всеми приложениями.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Земельные новости

Оформление земельного участка под линейными объектами
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОФОРМЛЕНИЕМ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ Т.А.

ВИЖЕВИТОВА

В настоящее время потребность в совершенствовании правового регулирования, связанного с такой процедурой как оформление земли под строительство линейных объектов, наиболее актуальна, так как существует ряд объективных факторов, которые не в полной мере учтены в действующем законодательстве.

Прежде всего определимся с содержанием понятия “линейный объект”. Федеральный закон “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и иные подобные сооружения.

Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами линии электропередачи, линии связи (в т.ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Вышеуказанные определения оставляют место и для иных линейных объектов – к ним можно отнести также сооружения метро, мосты, туннели и т.д.

В городе Омске, как и в других городах, находится большое количество организаций электроэнергетики, связи и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения либо желающих осуществить строительство линейного объекта. При этом в большинстве случаев на практике права на земельные участки лиц, желающих осуществить строительство линейного объекта, не оформлены.

Линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками земельных участков, но использующим такие земельные участки на иных правах. Линейные объекты могут быть как наземными, так и подземными.

При формировании самостоятельного участка для размещения линейного объекта вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, предоставленных нескольким лицам, в местах их совпадения и пересечения.

В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного сооружения.

Отсутствие надлежащим образом оформленных документов на земельный участок под строительство линейного сооружения препятствует в дальнейшем получению разрешения на строительство линейного объекта, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на линейные сооружения, так как существующие порядки получения разрешения на строительство, на ввод в эксплуатацию и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество требуют наличия надлежащим образом оформленных документов на земельные участки. В результате организации электроэнергетики, связи и т.д., построившие и эксплуатирующие линейные объекты, сталкиваются со значительными трудностями, в частности, они не могут начислять амортизацию на них и, таким образом, несут серьезные убытки. Формальных оснований для обслуживания указанных объектов у них тоже нет, учитывая, что объект на баланс не принят и соответственно расходы по его содержанию, обслуживанию и ремонту невозможны. Скорее всего, эта проблема наверняка решается внутри организации: не оставлять же из-за этого выстроенные объекты без обслуживания. Вот только не факт, что проверяющие организации в случае обнаружения каких-либо хитростей поймут мотивы организации.

Кроме того, отсутствие надлежащим образом оформленных документов на линейные объекты может привести к большому количеству бесхозяйных объектов.

Необходимость оформление земель под строительство объектов недвижимости установлена нормами действующего земельного и градостроительного законодательства.

С учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации для получения разрешения на строительство объекта недвижимости, а также на ввод объекта в эксплуатацию требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок.

Процедура предоставления земельных участков для строительства объектов недвижимости предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации. Какой-либо специальной процедуры предоставления земельных участков для строительства линейных объектов действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, приемлемым решением данного вопроса было бы оформление земель под строительство линейных объектов в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанный вариант является возможным, однако довольно сложным, так как линейные сооружения, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, которые принадлежат разным лицам. Некоторыми юристами предлагается решение данной проблемы путем оформления сервитута.

Действующим законодательством предусматривается установление как частного, так и публичного сервитута. При этом частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, т.е. договором о сервитуте, а публичный сервитут – законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, основное отличие частного от публичного сервитута состоит в том, что публичный сервитут устанавливается не путем заключения договора, а в одностороннем порядке путем принятия нормативного правового акта, прежде всего в публичных интересах. Однако проблемные вопросы существуют и при оформлении сервитута.

Для оформления сервитута также необходимо сформировать земельный участок. В числе оснований для установления публичного сервитута в соответствии со ст.

23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует возможность ограниченного использования земельного участка для строительства линейных объектов, а существует возможность установления публичного сервитута для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Кроме того, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний, порядок проведения которых также не установлен действующим законодательством.

В настоящее время, на мой взгляд, наиболее приемлемым было бы вести речь об установлении частного сервитута.

При этом соглашение о сервитуте может являться одним из видов правоустанавливающих документов на земельный участок по смыслу ст. ст.

51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения разрешения на строительство и ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Практика заключения соглашений об установлении частных сервитутов земельных участков начала складываться на территории города Омска. В частности, такое соглашение было заключено в целях размещения первого пускового участка первой линии Омского метрополитена.

Данное соглашение в установленном порядке прошло государственную регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Омской области.

Принимая во внимание множество проблемных вопросов, связанных с процедурой оформления земельных участков для строительства (прокладки) линейных объектов не только в городе Омске, но и в других городах, администрацией города Омска были подготовлены соответствующие обращения с просьбой разъяснить необходимость и порядок оформления земельных участков под строительство линейных объектов.

Такие разъяснения были подготовлены Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, согласно которым подтверждена необходимость оформления земельных участков для строительства линейных объектов и возможность оформления в соответствии со ст.

30 Земельного кодекса Российской Федерации, а также возможность оформления сервитута.

Выход в решении возникающих проблемных вопросов при оформлении земельных участков для обеспечения строительства линейных объектов видится в развитии правового регулирования, связанного с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов.

В целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также оформления права собственности на линейные объекты, принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, а общий порядок, предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации, не позволяет осуществлять выбор земельного участка и проведение работ по формированию земельного участка для строительства линейных объектов, администрацией города Омска разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Законопроектом предусматривается, что для выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию линейных объектов, а также регистрации права собственности на линейный объект не требуется наличие правоустанавливающих документов на земельный участок. Министерством регионального развития Российской Федерации сообщено, что проблемы, обозначенные в указанном проекте Федерального закона рассматриваются Министерством и требуют дополнительной проработки.

При этом Министерством регионального развития Российской Федерации была отмечена возможность при оформлении земельных участков под строительство линейного объекта руководствоваться ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает институт сервитута (ограниченного пользования), позволяющий по соглашению с собственником либо по судебному решению использовать земельные участки для обеспечения прокладки и эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, связи, трубопроводов, водопроводов, мелиоративных каналов и т.п.) за соразмерную плату.

Следует отметить, что процедура оформления документов, начиная от оформление земель под строительство линейных объектов и заканчивая оформлением права собственности на линейный объект, является очень длительной и сложной.

В целях упрощения этой процедуры на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены иные случаи кроме случаев, указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. Пункт 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает случаи, когда выдача разрешения на строительство объектов не требуется.

При этом установлено, что законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть предусмотрены иные случаи, в которых не требуется получения разрешения на строительство.

К таким случаям (когда не требуется выдача разрешения на строительство) можно отнести строительство (реконструкцию) сетей инженерно-технического обеспечения, исходя из определения указанного понятия, данного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г.

N 83 “Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения”.

Проблемные вопросы предоставления земельных участков для строительства линейных объектов обсуждались на конференции АСДГ, которая состоялась 9 – 10 апреля 2009 г. в Барнауле.

Конференция проводилась на тему “Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями”, в ней приняли участие руководители правовых служб органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Участниками конференции АСДГ выработаны рекомендации, согласно которым исполнительной дирекции АСДГ рекомендовано направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и земельным отношениям и Правительство Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а также рекомендовано Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Анализ действующего законодательства в настоящее время позволяет, на мой взгляд, выработать несколько вариантов решения проблем, связанных с оформлением земельных участков для строительства линейных объектов. 

Варианты оформления земли под строительство

Первый вариант – внесение изменений в федеральное законодательство в целях упрощения процедуры оформления разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также права собственности на линейные объекты, предусмотрев выдачу разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию, а также регистрацию права собственности на линейный объект без правоустанавливающих документов на земельный участок.

Второй вариант – определение на уровне субъектов Российской Федерации иных случаев, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, когда не требуется выдача разрешения на строительство. К таким случаям можно отнести строительство сетей инженерно-технического обеспечения.

Третий вариант – оформление права ограниченного пользования земельными участками (сервитут) в соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Четвертый вариант – оформление земельных участков под строительство линейных объектов – аналогично процедуре оформления земельных участков под строительство объектов недвижимости в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Содружество земельных юристов профессионально занимается оформлением земли под зданиями. Более подробно узнать о данной услуге вы можете узнать http://zem-advokat.ru/practice/item/oformlenie-zemli-pod-zdaniyami/. Получить консультацию Вы можете у наших специалистов по номеру +7 (495) 644-47-67.

Что такое линейный объект капитального строительства

Оформление земельного участка под линейными объектами

27.03.2020 00:00

На сегодняшний день существующие в РФ законодательные акты не имеют однозначного ответа, какие именно объекты относятся к категории линейных.

Свои определения дают Градостроительный кодекс и Лесной кодекс, Приказ Россельхоза №223 и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и нормативные постановления топливно-энергетического комплекса. Такое положение вносит путаницу, существенно усложняет градостроительство, уменьшает инвестиции в благоустройство территорий.

Признаки линейных объектов

Каждый законодательный документ предлагает свои определения таких объектов в зависимости от понимания и особенностей отрасли промышленности. По каким признакам составлялись перечни?

1.    Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.2.

    Все линейные объекты являются капитальными сооружениями.

Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.

3.    Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Как видно из приведенного перечня, ни один из перечисленных документов не приводит четкого определения, по каким именно признакам надо относить объекты к линейным, а просто дает списки. Что именно в него включается, решают чиновники в каждом отдельном случае.

Правительство РФ сделало первые попытки навести порядок в этой сфере и приняло два постановления: №68 от 11. 02. 2005 и №87 от 16. 02. 2008 гг., согласно которым в перечень линейных объектов были включены:

•    искусственные водные каналы;•    трамвайные пути;•    канализационные коллекторы;•    водопроводы и газопроводы;

•    другие объекты, которые расположены в зоне капитального строения.

Постановления с одной стороны немного упростили процесс юридического определения объектов, а другой стороны сделали его еще более запутанным. Причина – предусмотрена возможность внесения дополнений, перечень по своему усмотрению могут расширять различные министерства своими подзаконными актами.

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2016 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

В документе указывается следующее. В пункте ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу причислены объекты, переместить которые на новое место без соразмерного ущерба для земли невозможно.

Под эту категорию попадают здания и сооружения, незавершенные объекты.

Что касается трубопроводов, линий связи, инженерных коммуникаций и прочих линейно-кабельных сооружений, то они относятся к категории капитальных и также считаются недвижимостью со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Но если ЛО не вводились в эксплуатацию согласно действующему законодательству, то они не могут считаться недвижимостью.

Исключение – они составляют общий комплекс зданий и сооружений и принимают участие в обороте как единое целое.

Но ЛО должны иметь отельный выделенный в пользование или аренду земельный участок, владельцу необходимо платить земельный налог в установленных нормативами размерах, а здесь свои проблемы.

Алгоритм подготовки строительства ЛО

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы.

На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам.

Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

Земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передаются застройщикам на основании договора аренды, стоимость определяется на открытых торгах. Исключения прописаны в ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Как оформляется разрешение на строительство ЛО

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

•    полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
•    возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам.

Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения.

А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует.

Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

Непонимание добавляют и не вполне адекватные ответы заинтересованных министерств. К примеру, письмо МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. № Д23-3650 требует обязательной инвентаризации ЛЭП 10 кВ и более и относит их к объектам недвижимости. Но в конце указывается необходимость закрепления за такими линиями статуса движимых вещей.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии.

Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема.

Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

•    нет нормативных документов для оформления проектов планировки;•    схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;

•    перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Вывод

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Дополнительная информация по теме

Что такое геодезическая разбивочная основа для строительства

Геодезический план земельного участка и его особенности

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Знающий юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: