Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

Содержание
  1. В беларуси назревает пенсионная реформа | экономическая газета
  2. Внебюджетный бюджет
  3. Что имеем на сегодня
  4. Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам, и какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет
  5. Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам? Всегда ли можно на нее рассчитывать?
  6. Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?
  7. Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?
  8. Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год
  9. Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:
  10. Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:
  11. Без уравниловки? Как изменится пенсионная система и чего ждать пенсионерам
  12. Зачем это надо?
  13. Почему не работает добровольное страхование?
  14. Чего ждать нынешним пенсионерам?
  15. И никакой «уравниловки»?
  16. Начисление пенсии работающим пенсионерам в 2021 году в беларуси
  17. Какие изменения ждут белорусов с 1 января 2021 года
  18. Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?
  19. Куда обращаться за новой пенсией
  20. Будет ли индексация пенсионных выплат в 2021 году в Беларуси
  21. Владельцы электромобилей будут платить за зарядку – сколько?
  22. В беларуси ввели очередные пенсионные изменения. что это означает для трудящихся
  23. В чем суть изменений
  24. Что изменили с 2021 года
  25. А сколько в беларуси работников, которые трудятся в особых условиях

В беларуси назревает пенсионная реформа | экономическая газета

Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Внебюджетный бюджет

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Что имеем на сегодня

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты.

Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Исследовательский центр ИПМ презентовал итоги проведенного недавно опроса общественного мнения, посвященного системе социальной защиты в Беларуси, в т.ч. пенсионному обеспечению.

Оказалось, только около половины опрошенных знают, что пенсии в стране выплачиваются из отчислений сегодняшних работников.

Остальные полагают, что это делается за счет прежних накопительных отчислений, по смешанной системе или вовсе затруднились с ответом.

Правильный процент отчислений от зарплаты в ФСЗН (35%) указали лишь 13% респондентов, абсолютное большинство не дали никакого ответа.

91% опрошенных считают, что существующая пенсия не способна обеспечить им безбедную старость. О тревоге или страхе в связи с размером будущей пенсии заявил 31%, вообще не думают об этом 54%.

По мнению 72% участников опроса, пенсии в стране низкие, 70% считают это следствием неэффективности государства и общего экономического положения. Демографические факторы не оцениваются как важные.

Среди изменений пенсионной системы, которые могут пойти на пользу, 52% назвали расширение страхового стажа с включением в него периодов службы в армии и ухода за нуждающимися, 35% высказались за пропорциональную привязку пенсии к размеру зарплаты и отчислений в ФСЗН, 31% – за устранение различий между обычными пенсиями и условиями выплат силовикам и военным. 59% участников опроса поддерживают развитие добровольного пенсионного страхования и введение обязательных накопительных пенсий в дополнение к существующим.

42% опрошенных рассказали, что они планируют выработать нужный для выхода на пенсию стаж, 13% считают, что отработать его не успеют. Столько же заявили, что стаж у них уже выбран, а 4,5% уверены, что уже попали в пенсионную ловушку.

Отвечая на вопрос о различиях в размере пенсий, связанных со стажем и размером зарплаты, почти треть опрошенных считают, что «и те, кто работал много, и те, кто работал мало, получают примерно одинаково».

Абсолютное большинство респондентов (62%) считают, что размер пенсии должен зависеть от общего трудового, а не страхового стажа.

71% участников сообщили о том, что при достижении пенсионного возраста планируют жить исключительно на пенсию, 43% хотят продолжать работать, 28% тратить сбережения и доходы от приусадебного участка.

Рассуждая о накоплениях на период пожилого возраста и старости, 57% опрошенных сказали, что им «не хватает на обычные расходы, поэтому откладывать не получается», 18% никогда не задумывались о такой необходимости.

74% заявили, что готовы откладывать на пенсию, если у них будет стабильный и высокий заработок, 30% – если появятся государственные гарантии по таким накоплениям, 27% – если в любой момент можно будет воспользоваться пенсионным вкладом, 25% делали бы это при стабильной банковской системе.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by 

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ

Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам, и какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет

Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

На самые распространенные вопросы о пенсиях корреспонденту агентства «Минск-Новости» ответила начальник управления социальной защиты администрации Первомайского района Ольга Василевская.

Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам? Всегда ли можно на нее рассчитывать?

В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью не выплачиваются доплаты к пенсиям пенсионерам, достигшим 75 (80) лет, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь, и ежемесячные доплаты, установленные отдельным категориям неработающих получателей в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора.

Ч. 1 ст. 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что пенсии выплачиваются без учета получаемого пенсионером заработка (дохода).

Но при этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы в республике (что соответствует индивидуальному коэффициенту заработка 1,30000), в период работы либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением занятости непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях), не выплачивается. Выплата в полном размере будет производиться со дня, следующего за днем увольнения пенсионера или исключения его из единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если же пенсия исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка менее или равного 1,30000, то она выплачивается в период работы (в том числе при занятости на работе на условиях неполного рабочего времени, по гражданско-правовому договору) или в период, когда пенсионер является индивидуальным предпринимателем, в полном размере.

Не выплачиваются в период работы пенсии по возрасту, назначенные досрочно в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» до достижения общеустановленного пенсионного возраста или приобретения права на пенсию по другим основаниям.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью приостанавливается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Также не выплачиваются пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам.

Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?

При приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в пятидневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке с работодателей.

Пенсионер также обязан извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

При этом следует обратить внимание, что на работодателя возложена обязанность об извещении только о приеме на работу пенсионера, а документы об увольнении гражданин самостоятельно предоставляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Впрочем, организация тоже вправе направить эти сведения в адрес управления социальной защиты.

Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.

К неработающим получателям пенсий в данном случае относятся лица, получающие пенсии, но при этом не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения 75 или 80 лет. Лицам, достигшим 75 лет, устанавливается доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту. Тем, кому исполнилось 80 лет, — 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Иванов Н. П., родившийся 5 июля 1945 года, достиг 75 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту, составляющей на этот момент 64,03 рубля — это будет 48,02 рубля.

Многие пенсионеры ошибочно считают, что по достижении 80 лет к доплате в размере 75 % добавляется доплата в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Это не так, доплаты не суммируются, просто по достижении 80 лет размер выплаты увеличивается с 75 до 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Петров Н. П., родившийся 5 июля 1940 года, достиг 80 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере не 48,02 рубля, а 64,03 рубля, то есть 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Таким образом, она будет увеличена на 17,75 рубля.

Стоит учитывать, что в период работы или предпринимательской деятельности данные доплаты к пенсии не выплачиваются.

Тем не менее пенсионерам, достигшим 80 лет (независимо от того, работают они или нет) на основании норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (на сегодня это 32,02 рубля), которая выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения пенсионером 80 лет.

Инвалидам I группы к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, в связи с чем по достижении ими 80 лет к пенсии не будет установлена надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту как лицу, достигшему 80 лет. Это связано с тем, что при наличии права на надбавку на уход по различным основаниям она начисляется по одному (наиболее выгодному) основанию.

К слову, права на надбавку получателям пенсий, достигшим 75 и 80 лет, не имеют лица, находящиеся в местах лишения свободы либо на государственном обеспечении и проживающие в государственных стационарных организациях социального обслуживания.

Пенсионный возраст в Беларуси. Новые данные на 2021 год

Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

Пенсионный возраст в Беларуси

Пенсионный возраст в Беларуси – это количество лет, по достижении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту.

Указ Президента Республики Беларусь №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11 апреля 2016 года предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста.

Согласно этому документу, с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст в стране повышается ежегодно на 6 месяцев на протяжении шести лет, и к 2022 году достигнет отметок 58 лет для женщин и 63 года для мужчин.

Благодаря увеличению пенсионного возраста количество пенсионеров сокращается, что дает возможность увеличивать пенсии более высокими темпами, чем даже заработную плату.

В настоящее время в Беларуси живут около 2,5 млн пенсионеров по возрасту.

Таким образом, выход на пенсию в Беларуси происходит:

  до 2017 года – у мужчин в 60 лет, у женщин в 55 лет;

·        с 1 января 2017 года – у мужчин в 60 лет и 6 месяцев, у женщин в 55 лет и 6 месяцев;

·        с 1 января 2018 года – у мужчин в 61 год, у женщин в 56 лет;

·        с 1 января 2019 года – у мужчин в 61 год и 6 месяцев, у женщин в 56 лет и 6 месяцев;

·        с 1 января 2020 года – у мужчин в 62 года, у женщин в 57 лет;

·        с 1 января 2021 года – у мужчин в 62 года и 6 месяцев, у женщин – 57 лет и 6 месяцев;

·        с 1 января 2022 года – у мужчин в 63 года, у женщин в 58 лет.

Указом также предусмотрено аналогичное увеличение возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет (за 6 лет на 3 года).

Стоит отметить, что размер пенсии зависит от стажа трудовой деятельности и уровня заработной платы, с которой человек уходит на пенсию. Также существуют понятия «трудовой стаж» и «страховой стаж», и важно понимать их различия.

Общий трудовой стаж– это период трудовой, предпринимательской, общественной и иной деятельности, установленной законодательством.

Страховой стаж– это продолжительность только того времени трудовой деятельности, на протяжении которого производились обязательные страховые отчисления в государственный бюджет.

Человек, который не накопил требуемый стаж, может претендовать на социальную пенсию. Однако назначена она будет по достижении мужчинами возраста 65 лет, женщинами – 60 лет.

Минимальный страховой стаж для назначения пенсии по возрасту (как и пенсионный возраст) ежегодно увеличивается.

Согласно Указу Президента Беларуси Александра Лукашенко №534 от 31 декабря 2015 года «О вопросах социального обеспечения», право на трудовую пенсию по возрасту имеют граждане, накопившие социальный стаж не менее 15,5 лет. А начиная с 1 января 2017 года данный стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Право на трудовую пенсию в Беларуси имеют граждане, накопившие страховой стаж:

·        В 2017 году – минимум 16 лет:

·        В 2018 году – минимум 16,5 лет;

·        В 2019 году – минимум 17 лет;

·        В 2020 году – минимум 17,5 лет;

·        В 2021 году – минимум 18 лет;

·        В 2022 году – минимум 18,5 лет:

·        В 2023 году – минимум 19 лет;

·        В 2024 году – минимум 19,5 лет;

·        В 2025 году – минимум 20 лет.

18 мая 2020 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ №171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

Согласно этому документу, предусмотрено с 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, засчитывать период нахождения их в декретном отпуске (по уходу за ребенком) в трудовой стаж продолжительностью до 12 лет в общей сложности (до 1 января 2021 года – максимум был 9 лет). Назначать им трудовые пенсии при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (до 1 января 2021 года – было не менее 17 лет 6 месяцев).

Также согласно указу, с 1 января 2021 годаинвалидам I и II группы, имеющим инвалидность более 10 лет, будут снижены требования к страховому стажу для назначения пенсии по возрасту (пропорционально времени нахождения на инвалидности).

Инвалидам с детства на 5 лет снизятся требования к продолжительности трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту (для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет).

Кроме того, родителям детей-инвалидов с тяжелой степенью утраты здоровья, длительное время осуществлявшим уход за ними (не менее 20 лет), будет повышен размер социальной пенсии до уровня, сопоставимого с минимальной пенсией по возрасту.

Указом предусмотрено также, что работникам с неполным страховым стажем (свыше 10 лет, но менее требуемого) с 1 января 2021 годабудут взамен социальной пенсии назначать трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже. При этом женщинам такая пенсия будет назначаться при достижении 60 лет, а мужчинам – 65 лет, как это предусмотрено для социальной пенсии.

Также Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2020 года подписал Указ №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве».

Согласно этому документу военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца.

А это значит, что этот период будет включен в страховой стаж, который необходим для права получения трудовой пенсии.

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Без уравниловки? Как изменится пенсионная система и чего ждать пенсионерам

Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

Представляя программу деятельности правительства до 2025 года, премьер-министр Роман ГОЛОВЧЕНКО заявил, что для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему: «Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей».

Зачем это надо?

Основной механизм, лежащий в основе нашей пенсионной системы, – это перераспределение средств. За счет работающих граждан уплачиваются страховые взносы, которые не накапливаются, а распределяются на пенсии и пособия.

«Население стареет, доля пожилых увеличивается, а численность населения (в том числе трудоспособного), напротив, снижается. Результат – расходы государственного социального страхования на выплату пенсий растут, это приводит к дефициту средств», – утверждает начальник научно-исследовательской части Международного университета «МИТСО», к. ю. н., доцент Ирина КОМОЦКАЯ.

«В 2020 году в Беларуси впервые за много лет государственный бюджет станет дефицитным. Простыми словами: государство тратит больше, чем зарабатывает. При этом доступ к внешнему финансированию, по сути, закрыт – и лишь Россия еще пока рефинансирует наши старые долги перед ней.

Поэтому государству срочно надо экономить средства.

А фонд социальной защиты населения (куда поступают пенсионные взносы и откуда платятся пенсии) тоже дефицитный – в последние годы туда поступает примерно на 10% взносов меньше, чем выплачивается пенсий, а разница покрывается из бюджета.

Притом что этот дефицит не учитывает щедрые пенсии военным и госслужащим, которые напрямую платятся из бюджета. Таким образом, у государства все меньше денег на выплату даже невысоких пенсий», – в свою очередь говорит финансовый эксперт Максим АДАСКЕВИЧ.

В развитии добровольного пенсионного страхования как такового нет ничего нового. Этот уровень пенсионной системы, по словам Ирины Комоцкой, планировали развивать еще в рамках Концепции реформы системы пенсионного обеспечения, датированной 1997 годом.

С тех пор прошло 23 года, и сегодня – это уже данные Минтруда – механизм добровольного пенсионного страхования востребован только среди 4% граждан. В связи с этим Министерство видит задачу правительства в том, чтобы «максимально развернуть разъяснительную работу, популяризацию этого механизма среди работающих граждан».

Но только ли в недостаточной информированности дело?

Почему не работает добровольное страхование?

«Сегодня в Беларуси только две страховые компании осуществляют добровольное страхование: государственная – «Стравита» (97% всех застрахованных лиц в данном виде страхования); негосударственная – «Приорлайф» (3%). Как видно, количество страховых компаний мизерное», – продолжает Ирина Комоцкая.

По мнению эксперта, такой подход к обеспечению пенсии у нас не получил широкого распространения в силу ряда причин. Все частное пенсионное страхование ликвидировали еще к концу 1950-х, а восстановили только к концу 1980-х.

Вплоть до настоящего времени нет концептуальных направлений развития. Играет роль и такой фактор, как недоверие граждан к финансовым структурам и долгосрочным инвестициям.

Это обусловлено прошлым опытом обесценивания советских вкладов, развалом финансовых «пирамид» в 1990-х гг., наконец, отрицательным опытом девальваций.

Кроме того, в Беларуси нет возможности использования смешанных программ (страхование за счет взносов работника и нанимателя на единый счет), а страховые организации ограничены в возможностях по инвестированию пенсионных накоплений, чтобы снизить их обесценивание.

«Программы добровольного пенсионного страхования подразумевают, что вы доверяете деньги либо государственной компании, либо банку не на 2-3 года, как в случае с депозитом, а на 20-30 лет.

Ключевой фактор успеха – это доверие граждан к государственным и финансовым институтам.

С этим в Беларуси всегда было не все гладко, а в последние месяцы ситуация еще ухудшилась – все больше людей забирают деньги из банков под подушку», – говорит Максим Адаскевич.

Чего ждать нынешним пенсионерам?

Конкретные шаги по реформированию пенсий, очевидно, будут определены в ближайшие 5 лет. Но, как правило, пенсионные реформы проходят плавно, рассчитаны на работающих граждан и сами по себе не затрагивают людей, которые уже вышли на пенсию. Эксперты «АиФ» в этом солидарны. Это значит, что нынешние пенсии не сократят и не урежут.

«Однако, если государство попытается просто ввести новые налоги в дополнение к ФСЗН для финансирования накопительной части, это может лечь неподъемным грузом на предприятия, многие из которых и так имеют задолженность перед ФСЗН. В результате бизнесы будут закрываться, уходить в «серую» зону или увольнять работников – и государство соберет еще меньше денег, чем раньше», – считает Максим Адаскевич.

И никакой «уравниловки»?

Сегодня в Беларуси фактически мы имеем пенсионную «уравниловку»: одни всю жизнь работали много и долго, другие – более умеренно, а доходы после выхода на пенсию примерно равные.

«Согласно порядку исчисления размера пенсий происходит усреднение пенсий между теми, кто получал низкую заработную плату, и теми, чья заработная плата в разы превышала средний республиканский уровень.

При троекратной разнице в заработной плате различия в пенсионных выплатах не достигают 30%, – приводит цифры заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси, к. э. н., доцент Анастасия БОБРОВА.

– Поэтому сейчас проигрывают те, кто зарабатывает больше. В выигрыше те, кто не торопится трудоустраиваться и не переусердствует».

По мнению Анастасии Бобровой, если реализация накопительной системы (она предусматривает одновременную работу государственных, личных и корпоративных пенсионных программ, формирующих будущую пенсию. – Прим.) пройдет мягко, размер пенсии станет более дифференцированным и тем самым более справедливым по отношению к тем, кто много работает и много получает.

Начисление пенсии работающим пенсионерам в 2021 году в беларуси

Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Начисление пенсии работающим пенсионерам в 2021 году в беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Напомним, что установленный в вышеуказанной норме страховой стаж начиная с 2017 года ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. В 2021 году по общему правилу он составляет 18 лет. Таким образом, если лицо являлось инвалидом 12 лет, то требования к страховому стажу для него снизятся на 6 лет.

Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.

Действующая в стране система пенсионного обеспечения «себя изжила». Это сказал не кто-нибудь из либеральных экономистов или представителей международных структур, это слова Александра Лукашенко на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Президент пообещал, что в будущем при выплате пенсий не будет уравниловки.

Только ли в этом кроется ее системная проблема?

Какие изменения ждут белорусов с 1 января 2021 года

На самые распространенные вопросы о пенсиях корреспонденту агентства «Минск-Новости» ответила начальник управления социальной защиты администрации Первомайского района Ольга Василевская.

Вместе с ним – и срок действия справки о состоянии здоровья для владельцев оружия: с 1 года до 5 лет. Это не единственное нововведение, которое появится в жизни охотников Беларуси с января.

В 2021-м белорусов ждут новые правила расчета страхового стажа, пенсий и зарплат бюджетников. Также изменения войдут в жизнь любителей охоты и автомобилистов.

Это связано с тем, что с первого дня нового года в силу вступают отдельные пункты нескольких Указов Президента, начинает действовать ряд Постановлений Совета Министров. Собрали главные нововведения, которые будут актуальны в этом году.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Именно от этих дополнительных отчислений зависит размер досрочной пенсии работников, которые трудятся в особых условиях труда. Изменения, которые ввели с 2021 года, касаются размеров этих допвзносов.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

По мнению эксперта, такой подход к обеспечению пенсии у нас не получил широкого распространения в силу ряда причин.

Все частное пенсионное страхование ликвидировали еще к концу 1950-х, а восстановили только к концу 1980-х. Вплоть до настоящего времени нет концептуальных направлений развития.

Играет роль и такой фактор, как недоверие граждан к финансовым структурам и долгосрочным инвестициям.

Доходы Фонда социальной защиты ожидаются на уровне 19,1 млрд рублей, а расходы на 18,8 млрд рублей. На пособия правительство выделит 3,7 млрд рублей.

Кто может рассчитывать на пенсию по возрасту?

Выплата в полном размере будет производиться со дня, следующего за днем увольнения пенсионера или исключения его из единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В результате бизнесы будут закрываться, уходить в «серую» зону или увольнять работников — и государство соберет еще меньше денег, чем раньше», — считает Максим Адаскевич.

Простыми словами: государство тратит больше, чем зарабатывает. При этом доступ к внешнему финансированию, по сути, закрыт — и лишь Россия еще пока рефинансирует наши старые долги перед ней.

Поэтому государству срочно надо экономить средства.

С 1 января текущего года в Беларуси вступили в силу некоторые изменения в социальной сфере. Рассматриваем какие.

Куда обращаться за новой пенсией

На будущий год в проект бюджета ФСЗН включен ежеквартальный перерасчет трудовых пенсий, исчисляемых в минимальном размере, социальных пенсий.

Новшества введут для тех, кто попал в так называемую пенсионную ловушку. С 2021 года введут пенсионные новшества для тех, кто попал в так называемую пенсионную ловушку — не смог выработать необходимый страховой стаж для трудовой пенсии по возрасту.

Дополнено, что в такой стаж засчитываются периоды, за которые уплачивались страховые взносы, трудовой деятельности, работы по гражданско-правовому договору, предпринимательской, творческой и иной деятельности застрахованного лица.

Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.

Дополнено, что в такой стаж засчитываются периоды, за которые уплачивались страховые взносы, трудовой деятельности, работы по гражданско-правовому договору, предпринимательской, творческой и иной деятельности застрахованного лица.

При приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в пятидневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке с работодателей.

Напомним, минимальный срок страхового стажа, необходимый для назначения трудовой пенсии по возрасту, с 2017-го ежегодно увеличивается на 6 месяцев.

Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?

Военнослужащие по контракту будут получать пенсии в 2021 году, которые исчисляются из их же денежного пособия. При исчислениях учитываются следующие факты:

  • средний оклад заработной платы;
  • последняя занимаемая должность;
  • стаж трудовой деятельности, учитывая при этом, каким он был прерывным или непрерывным.

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 26 лет (312 месяцев) работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 26 лет). С 1 января 2021 года его повысят на один год — до 27 лет (324 месяца). Ежегодно этот период увеличивается на 1 год до фактически имеющегося стажа работы.

Будет ли индексация пенсионных выплат в 2021 году в Беларуси

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней заработной платой работников по стране.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.

Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли.

Тому, кто по той или иной причине такого трудового багажа не накопил, можно рассчитывать только на социальную пенсию. Размер данной выплаты зависит от страхового стажа и будет составлять от 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера за 10 лет до 100% этого бюджета за 19 лет (за каждый полный год свыше 10 лет дополнительно прибавляется 3%).

Владельцы электромобилей будут платить за зарядку – сколько?

Теперь размер трудовой пенсии зависит от заработной платы, которую работник получал в течении 27 лет подряд. Если в этот период в работе были перерывы, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам.

С 1 ноября 2020 года минимальная пенсия по возрасту выросла до 64,53 рублей. Положенная доплата – 196,29 рублей. Общая сумма – 260,82 рублей.

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Сладости – слово, неизменно пробуждающее приятные ассоциации, связанные с детством или незабываемыми моментами дегустации вкусных десертов. Команда Сakes.by сделает слаще на 100% любой праздник.

Сейчас эти люди из-за увеличения чиновниками минимального страхового стажа могут рассчитывать только на социальную пенсию — 129,06 рубля. А с 1 января смогут претендовать на «урезанную» трудовую пенсию по возрасту, но есть несколько важных нюансов. В Минтруда изменения называют новым видом пенсии по возрасту.

Это самый низкий показатель, ниже которого нельзя начислять пенсии в разных категориях. К минимальной пенсии по возрасту добавляется доплата, которая рассчитывается как 20 процентов от средней заработной платы.

В конференц-зале административного здания ГЛХУ «Костюковичский лесхоз» состоялась отчетно-выборная конференция первичной профсоюзной организации лесхоза.

Пенсия по возрасту выплачивается человеку пожизненно. Она не зависит от состояния трудоспособности. Это, скорее, заслуженный отдых для людей, который гарантирует государство при соблюдении всех условий.

При списании объектов, содержащих драгметаллы, организации должны обеспечить их извлечение и сдачу в Госфонд.

К примеру, получается, что предприятие, где есть работники, занятые на подземных работах, в общей сумме платит на них обязательные страховые взносы в размере 43% от зарплаты (28% — на пенсионное обеспечение, 6% — на соцстрахование, 9% — на профессиональную пенсию).

Это очередное плановое поэтапное повышение. Со следующего года введут изменения по пенсиям для многодетных матерей, которые сейчас могут попасть в «пенсионную ловушку», и для людей с инвалидностью. Новшества появятся и для работников с неполным страховым стажем.

Закон, который обеспечивает гражданам право на пенсионный отдых, – «О пенсионном обеспечении». Он действует с 1992 года. В статье 5 и 11 Закона указано, кто может рассчитывать на получение пенсии по возрасту.

С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера.

При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.

В беларуси ввели очередные пенсионные изменения. что это означает для трудящихся

Пенсии работающим пенсионерам в беларуси в 2021 году

В Беларуси увеличили размеры отчислений нанимателей на профессиональное пенсионное страхование. Такие пенсии назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда.

Речь в том числе про работников авиации, сельского хозяйства, артистов, некоторых медицинских и педагогических специалистов.

Для работников это означает, что они смогут рассчитывать на более высокую пенсию при досрочном выходе на заслуженный отдых. Рассказываем, что изменилось.

Снимок носит иллюстративный характер. Вадим Замировский, TUT.BY

В чем суть изменений

С 1 января 2009 года в Беларуси ввели систему профессионального пенсионного страхования для тех, кто работает в особых условиях труда. Его смысл в том, что наниматель переводит на пенсионный счет работника специальные взносы.

Причем речь идет про взносы, которые идут в дополнение к обязательным взносам в Фонд соцзащиты, которые составляют 34% зарплатного фонда (из них 28% идет на пенсионное обеспечение, 6% — на соцстрахование).

Еще 1% на пенсионное обеспечение из своих зарплат отчисляют работники.

Именно от этих дополнительных отчислений зависит размер досрочной пенсии работников, которые трудятся в особых условиях труда. Изменения, которые ввели с 2021 года, касаются размеров этих допвзносов.

Новшества предусмотрены указом № 15 от 17 января 2020 года.

Что изменили с 2021 года

С этого года в Беларуси ввели достаточно пенсионных изменений, в том числе по возрасту выхода на заслуженный отдых, по минимальному страховому стажу, по пенсиям для многодетных матерей, а также в целом по расчету пенсий. Про эти изменения мы уже писали.

Еще одно изменение, которое ввели с 1 января этого года, касается отчислений нанимателей на профессиональное пенсионное страхование. Такие пенсии назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда.

С 1 января повысили отчисления на профессиональное пенсионное страхование следующих работников:

  • для работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации — 9% (вместо 4,8%);
  • для работников, осуществляющих непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации, — 9% (вместо 4,8%);
  • для бортоператоров и бортпроводников воздушных судов гражданской авиации — 9% (вместо 4,8%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет, — 9% (вместо 4,8%);
  • для спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и являющихся членами национальных команд Беларуси по видам спорта, — 9% (вместо 4,8%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, — 6% (вместо 2,6%);
  • для спортсменов, занимающихся профессиональным спортом и не являющихся членами нацкоманд Беларуси, — 6% (вместо 2,6%);
  • для работников инженерно-технического состава гражданской авиации — 6% (вместо 2,3%);
  • для работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах, — 6% (вместо 2,3%);
  • для женщин, работающих трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, — 6% (вместо 2,3%);
  • для мужчин, работающих трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — 6% (вместо 2,3%);
  • для женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющих определенные виды работ, а также работающих доярками (операторами машинного доения) — 6% (вместо 2,3%);
  • для водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским, — 6% (вместо 2,3%);
  • для работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, — 6% (вместо 2,3%);
  • для артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, — 4% (вместо 1,5%);
  • для отдельных категорий медицинских и педагогических работников — 4% (вместо 1,5%).

При этом отчисления на профессиональную пенсию для работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, как и работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, составляют 9% и 6% соответственно.

К примеру, получается, что предприятие, где есть работники, занятые на подземных работах, в общей сумме платит на них обязательные страховые взносы в размере 43% от зарплаты (28% — на пенсионное обеспечение, 6% — на соцстрахование, 9% — на профессиональную пенсию).

ПОИСК! Для текста ищем героев, которые попали в так называемую “пенсионную ловушку”, при которой люди не смогли выработать минимальный страховой стаж, из-за чего получают социальную пенсию.

Также ищем тех, кто потерял часть трудового стажа по разным причинам, в том числе из-за долгов нанимателя в ФСЗН.

Если вы знаете таких людей, то напишите, пожалуйста, нам в телеграм @bobkov_tut или на e-mail bobkov@tutby.com

А сколько в беларуси работников, которые трудятся в особых условиях

Ранее министр труда и соцзащиты Ирина Костевич рассказала, что в 2019 году в особых условиях труда в Беларуси работало около 350 тысяч человек.

Самые крупные категории — это медицинские и педагогические работники (более 150 тысяч), работающие в особо вредных и вредных условиях (120 тысяч), трактористы (34 тысячи), доярки и животноводы (30 тысяч), водители городского и пассажирского транспорта (более 10 тысяч).

В Минтруда ранее также рассказывали, какие есть варианты повысить пенсию тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда.

Знающий юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: