- Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила
- Как можно распорядиться деньгами
- Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте
- Механизм возврата или зачёта переплаты
- Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией
- Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачёта или возврате переплаты
- Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции
- Отражение в учете результатов сверки с ИФНС России
- По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом
- Выявлена переплата налогов – казенное учреждение
- Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение
- По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом
- Возврат уплаченного штрафа после отмены постановления
- О возврате суммы административного штрафа при отмене ранее принятого решения суда
- Административный штраф отменен, но уже уплачен: как вернуть
- Вопрос о возврате штрафа был решен при обжаловании
- При обжаловании штрафа не ставился вопрос о его возврате
- Самостоятельный иск о взыскании штрафа
- Если штраф ГИБДД оплачен с 50% скидкой, а затем снижен судом, к сниженной сумме штрафа скидка уже не применяется
- Порядок возврата излишне уплаченного административного штрафа
Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила
Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платёжном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год. В 2020 году дополнительной причиной может стать освобождение от уплаты налогов и сборов за II квартал на основании Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ.
Раньше узнать о переплате можно было только после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Начиная с 1 октября 2020 года ФНС обязана всегда уведомлять налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента её выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Как можно распорядиться деньгами
Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):
- вернуть на свой расчётный счёт;
- зачесть в счёт будущих платежей;
- погасить задолженность по другим налогам, уплатить пени или штрафы.
До 1 октября 2020 переплату по налогу можно зачесть только в счёт налога одного уровня. Так, переплатой по федеральному налогу на прибыль можно закрыть недоимки и предстоящие платежи из числа федеральных налогов: НДС, налогу на прибыль, НДПИ.
Ещё одно правило, которое скоро изменят: деньги на счёт возвращают тем налогоплательщикам, у кого нет долгов перед бюджетом по налогам того же вида.
С 1 октября 2020 в силу вступят положения Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, и правила поменяются:
Зачесть переплату в счет будущих платежей или погасить задолженность можно по разным налогам. Независимо от того, в какой бюджет РФ они зачисляются. Например, за счет излишне уплаченного налога на прибыль (федеральный бюджет) можно погасить недоимки или штраф по имущественному или транспортному налогам (региональный бюджет).
При наличии задолженности по налогам любого вида (федеральный, региональный или местный), вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должники за счёт переплаты обязаны сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте
Подать заявление о возврате или зачёте денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.
Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).
В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд.
Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своём праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920).
В статье «Как вернуть излишне уплаченный налог» мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.
Сейчас, когда ФНС будет обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.
Механизм возврата или зачёта переплаты
Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.
Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией
Подайте в ИФНС по месту учёта заявление о необходимости провести сверку. Такое заявление можно принести лично или отправить по почте или через Контур.Экстерн. В течение 5 рабочих дней налоговая направит вам акт сверки, проверьте его.
Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».
Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачёта или возврате переплаты
Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика.
Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату.
Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточнённый расчёт.
Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции
В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточнённой декларации инспектор примет решение о проведении зачёта по налогам или возврате денег.
Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточнённой декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, 138 НК РФ). Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.
Отражение в учете результатов сверки с ИФНС России
Практика учета
Продолжение статьи «Как провести сверку с налоговой инспекцией», опубликованной в ГиМУ № 9/2019.
Д.В. Жуковский,
эксперт по бухгалтерскому учету
По результатам сверки с ИФНС России необходимо уменьшить задолженность перед бюджетом
Если ИФНС России по результатам сверки с учреждением признала сумму задолженности учреждения в меньшем размере, чем по данным учреждения, нет смысла искать в учете учреждения ошибку. Считаем, что следует привести показатель задолженности к данным ИФНС России.
Уменьшение задолженности учреждения следует рассматривать как чрезвычайные доходы, КОСГУ 173. Кассовых доходов по этому коду КОСГУ быть не может1, эти доходы являются учетным показателем. Также для чрезвычайных доходов не предусмотрен код аналитической группы подвида доходов бюджета (АГПДБ).
Поэтому надо будет использовать2 код 180 АГПДБ.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
В результате уменьшения кредиторской задолженности казенному учреждению также необходимо уменьшить бюджетные обязательства (и денежные обязательства, если они уже были приняты). Бюджетному/автономному учреждению также надо будет уменьшить принятые обязательства и денежные обязательства.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
Выявлена переплата налогов – казенное учреждение
Если по результатам сверки расчетов ИФНС России подтвердила наличие переплаты, действия казенного учреждения зависят от того, в каком году произошла переплата: в текущем или в прошлые годы.
Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:
1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).
Этот способ хорош для того случая, если в текущем году учреждение ожидает, что начисления до конца года перекроют подтвержденную переплату. Если же до конца года начисление не перекроет переплату, то в следующем году надо будет требовать возврат. То есть снова проводить сверку.
При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;
2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.
Порядок действий учреждения в этом случае зависит от того, совпадают ли коды бюджетной классификации КВР и КОСГУ у налогов, которые надо зачесть. Если коды КОСГУ и КВР совпадают, то надо будет отразить в учете перенос показателей с одного налога на другой.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
Если же коды КВР и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо уточнить в органе казначейства соответствующие платежи текущего года на другие коды.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
3) запросить возврат.
Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводки приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
Если переплата произошла в прошлые годы, то казенное учреждение может использовать только один вариант действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:
1) запросить возврат.
Никакие иные варианты использовать недопустимо, потому что иначе будут нарушены положения3 Бюджетного кодекса РФ:
«финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется:
– за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
– на основании бюджетной сметы».
Это положение прямо указывает, что казенное учреждение может расходовать на обеспечение своей деятельности только средства бюджета, причем только на те нужды, которые предусмотрены бюджетной сметой. То есть казенное учреждение не имеет права исполнять бюджетные обязательства текущего года по уплате налогов за счет переплаты прошлого года.
Таким образом, единственное, что казенное учреждение может сделать с переплатой прошлых лет, – запросить ее возврат и направить в доход бюджета.
Порядок действий учреждения и порядок отражения в учете будут зависеть от того, наделено ли учреждение полномочиями администратора доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет.
Администратор доходов направляет средства возврата за прошлые годы на свой лицевой счет администратора доходов. Казенное учреждение, не имеющее полномочий администратора, направляет средства возврата соответствующему администратору.
И в том, и в другом случае перечисление в доход бюджета следует производить с тех же кодов КВР и КОСГУ, на которые возврат был зачислен.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
Выявлена переплата налогов – бюджетное/автономное учреждение
Код КОСГУ 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет», согласно его названию и указаниям4 о назначении, неприменим к бюджетным и автономным учреждениям.
У бюджетных и автономных учреждений нет никаких ограничений по использованию в текущем году средств, возвращенных по операциям прошлых лет.
Поэтому для бюджетных и автономных учреждений доступны без ограничений все способы распоряжения подтвержденной переплатой, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ.
Если переплата произошла в текущем году, то казенное учреждение может использовать три варианта действий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ:
1) учесть переплату в дальнейшем в текущем году в счет начислений этого же самого налога (платежа).
При этом способе больше никаких записей в учете (кроме ранее перечисленных) и иных действий делать не надо;
2) зачесть в счет задолженности по другому налогу.
Недопустимо за счет переплаты налогов, произведенной по КВФО «4» зачитывать задолженность по налогам, подлежащим уплате по КВФО «2». Обратное допустимо.
В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
Если же коды КВР (АГПДБ) и (или) КОСГУ у налогов, которые надо зачесть, не совпадают, необходимо в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отразить некассовое исполнение по тому налогу, по которому произошла переплата, со знаком «минус», а по тому налогу, с которым переплата была зачтена, – со знаком «плюс»;
3) запросить возврат.
Возврат переплаты текущего года надо будет отразить в учете как восстановление кассовых расходов (если налог был уплачен как расходы) или как доходы (если налог был уплачен как уменьшение доходов).
В учете будет сделана следующая запись: запись проводок приведена в «БиНО: ГиМУ» №10/2019.
По результатам сверки с ИФНС России необходимо увеличить задолженность перед бюджетом
Если расхождение, выявленное по итогам сверки с налоговой, в пользу ИФНС России, необходимо провести служебное расследование и выяснить причину увеличения задолженности. Это необходимо по двум причинам:
1) необходимо подтвердить, что сумма задолженности, по данным ИФНС России, правильная. Если ИФНС России указала увеличенную сумму задолженности учреждения неправильно, то учреждению следует отстаивать свои цифры;
2) увеличение задолженности по платежам в бюджет по результатам сверки может привести также к уплате штрафов и пеней. Штрафы и пени для учреждения – это ущерб. Поэтому необходимо выявить лиц, виновных в причинении ущерба учреждению. А для этого необходимо выявить, когда и какая ошибка была совершена.
Бюджетным, автономным учреждениям недопустимо отражать в учете начисление штрафов и пеней на себестоимость готовой продукции, работ, услуг. Потому что эти суммы подлежат возмещению виновными лицами и не формируют себестоимость.
№ п/п | операции | Бухгалтерская записьКазенное учреждение | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Начисление недоимки – исправление ошибки текущего года | ХХХ 1 40120 2ХХ | ХХХ 1 303ХХ 731 |
2 | Начисление недоимки – исправление ошибки года, предшествующего отчетному | ХХХ 1 40128 2ХХ | ХХХ 1 303ХХ 731 |
3 | Начисление недоимки – исправление ошибки прошлых лет | ХХХ 1 40129 2ХХ | ХХХ 1 303ХХ 731 |
4 | Начисление штрафа, пеней | 853 1 40120 292 | 853 1 30305 731 |
№ п/п | операции | Бухгалтерская записьБюджетное/автономное учреждение | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Начисление недоимки – исправление ошибки текущего года (по налогам, которые подлежат уплате как расходы) | ХХХ 0 40120 2ХХ | ХХХ 0 303ХХ 731 |
2 | Начисление недоимки – исправление ошибки года, предшествующего отчетному (по налогам, которые подлежат уплате как расходы) | ХХХ 0 40128 2ХХ | ХХХ 0 303ХХ 731 |
3 | Начисление недоимки – исправление ошибки прошлых лет (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов) | ХХХ 0 40129 2ХХ | ХХХ 0 303ХХ 731 |
4 | Начисление недоимки – исправление ошибки текущего года (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов) | 180 2 40110 1ХХ | 180 2 303ХХ 731 |
5 | Начисление недоимки – исправление ошибки года, предшествующего отчетному (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов) | 180 2 40118 1ХХ | 180 2 303ХХ 731 |
6 | Начисление недоимки – исправление ошибки прошлых лет (по налогам, которые подлежат уплате как уменьшение доходов) | 180 2 40119 1ХХ | 180 2 303ХХ 731 |
7 | Начисление штрафа, пеней | 853 2 40120 292 | 853 2 30305 731 |
После того как будут выявлены лица, виновные в нарушении налогового законодательства, что привело к необходимости уплаты штрафов, пеней, надо отразить в учете задолженность виновных лиц. Сумма задолженности – это сумма налоговых санкций, предъявленных учреждению:
№ п/п | операции | Бухгалтерская записьКазенное учреждение | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Начисление задолженности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства | 140 1 20945 567 | 140 1 40110 145 |
№ п/п | операции | Бухгалтерская записьБюджетное/автономное учреждение | |
Дебет | Кредит | ||
1 | Начисление задолженности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства | 140 2 20945 567 | 140 2 40110 145 |
Казенному учреждению сумму ущерба, взысканную с виновных лиц, надо будет направить в доход бюджета.
1) п. 9.7.3 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н (далее – Приказ № 209н)
2) п. 12.1.7 приказа Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее – Приказ № 132н)
4) п. 9.3.6 Приказа № 209н
Возврат уплаченного штрафа после отмены постановления
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
О возврате суммы административного штрафа при отмене ранее принятого решения суда
Минфин РФ высказал мнение о порядке возврата из бюджета РФ административного штрафа, уплаченного за совершение административного правонарушения, при отмене ранее принятого судебного решения о применении соответствующего взыскания.
В частности, финансовое ведомство указало, что для возврата суммы уплаченного организацией административного штрафа следует обращаться к тому администратору доходов бюджета, за которым закреплен соответствующий вид доходов, что утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете. Администраторами доходов бюджета могут быть, например, ЦБ РФ, органы местной администрации и т. д.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Административный штраф отменен, но уже уплачен: как вернуть
Иногда организациям и предпринимателям удается оспорить административный штраф, наложенный на них проверяющими из контрольных и надзорных органов (например, за нарушения кассового порядка, противопожарных правил, трудового законодательства и т. п.). Но к этому времени штраф уже может быть уплачен. Соответственно, приходится думать над тем, как его вернуть из бюджета. Мы подскажем, куда и с какими документами нужно обращаться за возвратом денег.
Вопрос о возврате штрафа был решен при обжаловании
Если при обжаловании постановления о назначении штрафа вы одновременно просили отменить это постановление и вернуть вам штра и суд принял решение о его возврате, то вы может
- самостоятельно обратиться за возвратом в орган казначейства, где открыт лицевой счет выявившего у вас нарушение контрольного (надзорного) органа, которому вы уплатили штраф. При этом нужно подать документ
- заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должна быть возвращена сумма штрафа;
- исполнительный лист;
- копию судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист;
- копию вашей платежки на перечисление штрафа;
- попросить суд направить исполнительный лист в орган казначейства, заявив соответствующее ходатайство. К ходатайству приложите заявление на возврат суммы штрафа с указанием платежных реквизитов, чтобы суд и его направил в орган казначейств
Как правило, деньги возвращают в срок от 1 до 3 месяцев после того, как документы поступили в орган казначейств
При обжаловании штрафа не ставился вопрос о его возврате
Тогда вам нужно обратиться к главному администратору таких поступлений в бюджет, как ваш штраф, либо в его территориальный орган, то есть в тот контрольный (надзорный) орган, который выявил у вас нарушение и которому вы перечислили штра
Главный администратор виден и по первым трем цифрам КБК, на который вы перечисляли штраф, например: по штрафам за нарушения прав потребителей — Роспотребнадзор (141), за нарушения трудового законодательства — Роструд (150), за большинство «алкогольных» нарушений — Росалкогольрегулирование (160), за кассовые нарушения — ФНС (182), за миграционные нарушения — ФМС (192) и
Какой бы способ возврата уплаченного штрафа из бюджета вы ни выбрали, пакет подаваемых в госорган документов всегда будет почти одинаковым
Как правило, администраторы просят предоставить им для возврата следующие документ
- заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должна быть возвращена сумма штрафа;
- копию вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о назначении штрафа;
- оригинал платежки на перечисление штрафа.
Администратор примет решение о возврате излишне уплаченного штрафа и сам направит в орган казначейства заявку на возврат вам этой суммы, а орган казначейства перечислит вам ее в течение 3 рабочих
Самостоятельный иск о взыскании штрафа
Порой организациям удается добиться возврата штрафа путем подачи в суд самостоятельного иска о возмещении суммы штрафа как убытка, причиненного незаконными действиями должностных лиц госорган Чаще всего с таким требованием выходят в суд при наличии еще и других убытков, помимо штрафа.
Если вы выберете такой способ и суд вынесет решение в вашу пользу, то документы на возврат (заявление, исполнительный лист, копия судебного решения и платежки) нужно будет направить уже не казначейству и не администратору, а в Минфи В этом случае деньги должны вернуть в течение 3 месяцев со дня получения вашего исполнительного лист
Для обращения за возвратом излишне уплаченного административного штрафа специального срока исковой давности не установлено. Поэтому на это у вас есть 3 года со дня его уплат
Если штраф ГИБДД оплачен с 50% скидкой, а затем снижен судом, к сниженной сумме штрафа скидка уже не применяется
Обжаловать административный штраф можно и после его уплаты в половинном размере, но право на оплату с 50% скидкой не распространяется на штраф, уменьшенный по итогам рассмотрения жалобы.
Таким образом, результаты рассмотрения жалобы имеют значение только в двух случаях: либо полной отмены наказания, либо снижения его размера до уровня ниже уже уплаченной суммы.
Данная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в деле о возврате суммы излишне уплаченного административного штрафа (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВC РФ от 6 декабря 2017 г. № 302-КГ17-11016).
Читайте так же: Особенности рефинансирования ипотеки в совкомбанке
Первоначально организация была оштрафована по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП на 400 тыс. руб. Организация поспешила оплатить штраф в размере 200 тыс. руб., воспользовавшись правом, предусмотренным ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ. И одновременно обжаловала постановление в суде.
По итогам обжалования размер наказания был снижен судом с 400 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Организация, считая, что к новому уменьшенному размеру штрафа все так же применяется половинная скидка (за быструю оплату), и, следовательно, в бюджет уплачены «лишние» 100 тыс. руб.
, потребовала их возврата.
Любопытно, что суд первой инстанции отказал в возврате этих денег, указывая, что нарушитель уже исполнил постановление добровольно, уплатив сумму в 200 тыс. руб., то есть половину штрафа, а последующее снижение штрафа судом не является основанием для признания половины перечисленной суммы излишне уплаченной.
Суды же апелляционной и кассационной инстанций признали за организацией право на 50% «скидку» также и применительно к сниженной судом сумме штрафа: ч. 1.3 ст. 32.
2 КоАП РФ не лишает привлеченное к ответственности лицо права обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
А обжалование постановления не лишает также права уплатить штраф в размере половины суммы наложенного административного штрафа в сроки, установленные ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ.
ВС РФ согласился с точкой зрения первой инстанции.
Свои доводы Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ мотивировала, главным образом, ссылками на пояснительную записку к законопроекту, который как раз и вводил возможность льготной, т.е. в размере 50% от указанной в постановлении по делу об административном правонарушении суммы, уплаты административного штрафа:
- указанное законодательное решение было рассчитано, в том числе, на исключение случаев формального обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, снижение нагрузки на должностных лиц полиции и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях;
- поэтому – в отличие от общего порядка исполнения постановления о привлечении к административной ответственности – право на уплату штрафа в размере половины назначенной суммы может быть реализовано в 20-дневный срок со дня вынесения постановления, в том числе и до его вступления в законную силу;
- реализация этого права не лишает лицо, привлеченное к ответственности, возможности обжалования данного постановления вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке;
- однако результаты рассмотрения жалобы имеют значение только в случае признания постановления незаконным и его отмены, либо в случае снижения размера наказания до уровня ниже уже уплаченной суммы.
Кроме того, указала Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении КС РФ от 4 декабря 2017 г. № 35-П. Любопытно, однако, что ВС РФ огласил резолютивную часть определения еще 29 ноября 2017 г., то есть за несколько дней до того, как постановление КС РФ № 35-П появилось на свет.
Таким образом, воспользоваться 50% скидкой по оплате административного штрафа можно только единожды. После обжалования постановления право на эту льготу исчезает, и даже если суд уменьшил размер наказания, то нарушитель уже не может применить скидку к новой, сниженной, сумме штрафа.
Вернуть излишне уплаченное из бюджета можно, только если:
- обжалованное постановление со штрафом отменено целиком;
- уменьшенная сумма штрафа (вся, а не половина) меньше того платежа, который был совершен в счет уплаты штрафа.
Порядок возврата излишне уплаченного административного штрафа
Возникает вопрос: каков порядок возврата уплаченного штрафа? При ответе на него выясняется, что действующее законодательство не предусматривает четкого и ясного порядка возврата административного штрафа (в отличие от излишне уплаченного налога или сбора). В целях получения своих денежных средств обратно заявителю необходимо погрузиться в изучение не только федеральных, но и региональных нормативных и подзаконных актов, что без обладания соответствующим уровнем правовой осведомленности сделать сложно.
Как уже было указано, основным актом законодательства России, регулирующим вопросы привлечения лиц к административной ответственности, а также порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, является КоАП РФ. Принимая во внимание, что согласно ч. 5 ст. 3.
5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ, при решении вопроса о возврате из соответствующего бюджета денежных средств, уплаченных в качестве административного штрафа, применению подлежит Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).
Рассмотрим конкретный пример: в 2012 г. Правительством г.
Москвы было учреждено Государственное Казенное Учреждение «Администратор Московского парковочного пространства» (ГКУ «АМПП»), основная задача которого – привлечение водителей к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14. КоАП г. Москвы (неуплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке). Штраф за рассматриваемое деяние составляет 2 500 руб.
Деятельность этого органа вызвала в г. Москве широкий общественный резонанс. Согласно проведенной прокурорской проверке помимо иных нарушений был установлен высокий процент отмены постановлений сотрудников ГКУ «АМПП» вышестоящим органом или судом.
В этой связи актуально разъяснение ситуации, когда заявителю необходимо вернуть уплаченный штраф по постановлению ГКУ «АМПП» о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.14. КоАП РФ, которое впоследствии было отменено.
Для этого необходимо руководствоваться следующими положениями закона.
В силу ст. 46 БК РФ суммы денежных штрафов, уплачиваемых за нарушение законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения, подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 процентов. Таким образом, уплаченный штраф за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.14. КоАП г. Москвы будет перечислен в полном объеме в бюджет г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ст. 160.1 и п. 1 ст. 166.1 БК РФ возврат перечисленных в доход бюджета штрафов осуществляется органом федерального казначейства на основании поручения администратора доходов бюджета. Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете (п. 2 ст. 20 БК РФ).
Читайте так же: Как оформить передачу имущества в безвозмездное пользование